Культура

Воронежцы оказались в числе хедлайнеров ежегодной международной ярмарки COSMOSCOW

Воронежский павильон включил живопись, фотографические работы и инсталляции из металла

Воронежская галерея «Х.Л.А.М.» приняла участие в одном из самых ожидаемых событий осеннего арт-сезона – ежегодной масштабной ярмарке современного искусства в выставочном центре «Тимирязев Центр» в Москве. 12-я ярмарка COSMOSCOW прошла с 25 по 27 октября.

 

COSMOSCOW – важное событие в творческом мире. Его цель – продвижение и поддержка современного искусства. Будучи похожим на биеннале, оно укрепляет внутренние связи между российскими художниками и галереями и устанавливает их с международными.

В этом году ярмарка получила рекордное количество заявок, из которых было одобрено более полутора тысяч предметов искусства (картин, барельефов, скульптур, инсталляций) от 87 галерей из России и Ирана. Персидская секция стала открытием для выставочного пространства, показав гостям ярмарки и коллекционерам произведения в стиле модернизма с ярко читающимися нотами своей культуры.

В столетие сюрреализма особенно приятно видеть воронежских художников и галеристов среди хедлайнеров современного искусства на масштабной выставке в Москве. Галерея «Х.Л.А.М.» предстала перед публикой в лице таких творцов, как Михаил Добровольский, Кирилл Савельев, Иван Горшков, а также модераторов Алексея Горбунова, Олега Даутова и Андрея Лазарева.

Павильон от Воронежа включил масляную живопись Добровольского, фотоискусство Савельева и инсталляции из металла Горшкова. Мы встретились с последним и обсудили, кто проявляет интерес к подобному творчеству, и насколько современное искусство интересно современному человеку.

 

Иван сотрудничает с галереей «Х.Л.А.М.» с самого её открытия, а в далёком 2008-м году был её первым смотрителем. Ранее он уже принимал участие в ряде выставок в Европе и России, в том числе и в COSMOSCOW, и даже был номинирован ими как «художник года» в 2017-м. Автор применяет в своих работах различные техники (коллаж, скульптура, тотальная инсталляция, глитч-арт и др.), но сегодня его внимание сфокусировано на объёмных картинах преимущественно из металла.

 

иван горшков

— Иван, что вдохновляет вас на подобные произведения?

— Я в искусстве всю свою сознательную жизнь. Это моё основное занятие, карьера, судьба. Мне кажется, что для многих художников, и для меня в частности, творческий путь – это некое поступательное, закономерное развитие, которое можно сравнить со спиралью. И свой путь я себе представляю как что-то спиралевидное. С одной̆ стороны, это повторение каких-то тем, с другой же – прочтение их на новом уровне. Меня вдохновляет сам творческий процесс. Заканчивая один проект, я уже хочу создать другой, порою даже такой же, но более усовершенствованный. Само собой, вдохновение для меня – это обмен опытом и позитивной энергией с другими творцами, будь то ярмарка, фестиваль, биеннале, да вообще любое крупное культурное событие. Так, например, сегодня здесь можно воодушевиться для будущих работ: уникальные композиционные решения и художественные приемы захватывают. И я даже наконец завёл блокнотик для записи идей.

— Что по-вашему самое главное в работе художника?

— Постоянство творческого процесса. Занимаясь искусством от случая к случаю, теряется логическая нить и навыки. Конечно, можно творить раз в год, но тогда не происходит того самого поступательного развития. Человек не помнит, о чем он думал, какие у него были провалы, какие удачи. Он не делает выводы. И словно каждый раз начинает сначала. (Поэтому я, будучи человеком азартно вовлечённым в творческий процесс, рыщу тут как волк в поисках добычи, записываю в блокнотик инсайты, фотографирую).

— Ваши металлические инсталляции выделяются своей уникальностью. Как вы пришли к работе с таким непростым материалом?

— Я начинал как живописец-экспрессионист. Моим кумиром был Эдвард Мунк. И я по сей день его очень уважаю. Думаю, его творчество оказало на меня влияние, но нынче я оперирую им как классический абстракционист. К железу же я пришёл, оттолкнувшись от своих возможностей. У меня был домик в деревне, недорогая сварка, железо и самое главное – идея. Так в 2010-м году я дебютировал на винзаводе в Москве с брутальными рваными железными скульптурами и бюджетом в 10 тысяч рублей. Это было круто, потому что по московским меркам казалось очень дорого, ведь даже успешные художники не всегда могут позволить себе сварку. А здесь – безызвестный художник из региона. Итак, металл оказался удобным доступным материалом, а эмоциональный подъём позволил придать этому материалу форму. Здорово, когда есть огромное поле для экспериментов, а конкурентов относительно мало.

— А что же было дальше?

— Немного повзрослев, в 2016-м я нашел выход из экспрессионизма в коллажировании. Начал комбинировать железо с картинками из интернета, наклейками с Алиэкспресс, значками и прочей ерундой с барахолок. Всевозможнейшие находки сливались в сложные композиции. Кстати, этот приём был использован уже почти сто лет назад Сальвадором Дали в его самом известном сюрреалистическом объекте «Телефон-омар».

— Давайте поговорим на более острую тему. Сколько же стоит подобное искусство? Проявляют ли к нему интерес?

— Мне не очень нравится обсуждать материальный вопрос, хотя он и актуален. Скажу абстрактно. В стоимость работы необходимо включить материалы, аренду помещения, оплату труда ассистента, питание, электроэнергию, комиссию галереи, транспортировку и самое важное – личный опыт и идею художника. Здесь у каждого автора своя «цена». Разумеется, моим творчеством интересуются. Это и коллекционеры, которые методично этим занимаются, и ценители искусства, вешающие картины и инсталляции себе на стены. Они выкупили примерно половину моих работ еще в Воронеже. Кстати, есть такая фраза в творческом мире: «Плох тот галерист, который не продал всё ещё до открытия выставки». Конкретно на COSMOSCOW тоже было кое-что продано, ведь сюда приходят те, кто понимают, куда они идут, и какова повестка ярмарки. Всё же, как бы неоднозначно в обществе ни относились к термину «современное искусство», оно существует. Как и существуют его ценители.

 

За три дня ярмарки двадцать тысяч квадратных метров посетили несколько тысяч человек, среди которых – знаменитости, галеристы, художники и простые зрители. Перед публикой предстали около сотни павильонов с арт-объектами и стендами, включая персидскую секцию из четырех иранских галерей – Artibition Gallery, Baashgaah Gallery, Nian Art Gallery, NAM Art Gallery.

COSMOSCOW определили на 2024-й «Музей года», им стал Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал), «Художника года» – Александру Гарт с произведением «Постоянство веселья и грязи» и «Институцию года» – Центр городской культуры (Пермь).

 

Из региональных российских участников были выделены галерея Miras (Уфа), «Х.Л.А.М.» и DAIPYAT gallery (Воронеж), Larisa Depershmidt Gallery (Челябинск), центр современной культуры «Нулевая комната» (Самара), а также ЦСИ «Арсенал» и галерея FUTURO (Нижний Новгород).

 

ТЕКСТ и ФОТО: Мария Громова

ПОДЕЛИТЬСЯ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button