ВластьКультура

Никита Гарашкин оставил пост руководителя управления по охране ОКН Воронежской области

Исторические здания при Никите Гарашкине уничтожали, но на законных основаниях

Губернатор Александр Гусев подписал указ об увольнении руководителя управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области. Никита Гарашкин оставил должность по собственной инициативе 6 ноября. Вспомнят ли чиновника добрым словом историки, археологи да и просто жители региона? Вернёмся к архитектурным скандалам последних лет.

По информации редакции, Никита Гарашкин принял решение досрочно прекратить полномочия руководителя управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области (УО ОКН ВО) в связи с переходом на другую должность, его новое место работы будет находиться в Москве.

Юрист по образованию Никита Гарашкин возглавлял управление с июня 2021 года, а ранее занимал должность заместителя руководителя – начальника отдела правового регулирования Государственной жилищной инспекции Воронежской области.

Период руководства Никитой Гарашкиным можно охарактеризовать нейтрально – госзадания выполнялись, однако и инициативу ведомство проявлять не спешило. В целом УО ОКН продолжило тенденцию, наметившуюся ещё при прежнем руководителе Владимире Перцеве: памятники истории и архитектуры исчезают, но они исчезают по закону.

Яркий пример «законного» уничтожения – старинные постройки хлебозавода № 1. После их сноса возник скандал, спровоцировавший увольнение Перцева, но и всего-то. Правоохранительные органы прекратили уголовное дело по факту халатных действий неустановленных должностных лиц, поскольку госэкпертиза установила: объект не обладает признаками исторической, архитектурной, градостроительной, научной и художественной ценности. Вот только экспертиза проводилась уже после сноса хлебозавода, и ценности объект не имел ввиду фактического отсутствия.

Уже при Никите Гарашкине, в феврале 2022 года, Воронеж лишился здания ДК 50 лет Октября на вполне законных основаниях – общественный совет при УО ОКН не рекомендовал управлению включать Дворец культуры 1967 года постройки в реестр ОКН. В июле снесли дом губернского секретаря Хребтова (Воронеж, ул. Цурюпы, 7) – оно было построено в конце XIX века, но не взято под охрану. Такая же судьба у последнего здания из комплекса скотобойни, построенного по проекту архитектора Баранова в XIX веке (Воронеж, ул. Пирогова, 52). В охранном статусе отказали Дому инвалидов (Воронеж, ул. 20-летия Октября, 86), а значит, здание, в котором в 1942 году содержали около 500 обречённых на казнь воронежцев, архитектурное напоминание о трагедии, также может постигнуть печальная участь.

Может создаться впечатление, что и охрана зданий с признанной ценностью ведётся не с должным рвением. Так, в Воронеже дом агронома Вагнера горел много раз, ДК Кирова горел на днях. В ответ на многие обращения в ведомство приходят «отписки». Неужели основная задача управления – методично «вычёркивать» объекты из реестра подлежащих охране ввиду того, что они не сохранились? Но вряд ли в этом можно винить лично Никиту Александровича. Скорее, недостатки работы организации заложены в самой её структуре – неповоротливой, недостаточно оперативной и недостаточно чуткой к общественным запросам. Кроме того, явным минусом является то, что руководство не имеет исторического образования. После отставки не историка Гарашкина его обязанности будет временно исполнять заместитель не историк Марина Ивкович до назначения приемника (не историка?).

ФОТО: правительство Воронежской области

ПОДЕЛИТЬСЯ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button