ВластьПриговорСпецпроектСудебный репортаж

Бавыкин и Васькова получили вместе 15 лет, депутату Прытыкину приготовиться?

К «потерпевшим» имеются претензии

Судья Коминтерновского райсуда Воронежа Юлия Воищева признала экс-вице-мэра Юрия Бавыкина виновным в крупном и особо крупном мошенничестве на выборах, а также – в превышении должностных полномочий и назначила 10 лет колонии общего режима. Приговор огласили 6 декабря.

Суд ожидаемо скостил до «десятки» срок в 12 лет, запрошенный обвинением. Ещё назначил штраф в 1,5 млн рублей. А экс-подчинённая Бавыкина Светлана Васькова за те же эпизоды мошенничества получила 5 лет колонии общего режима и штраф в 300 тысяч, точно в соответствии с запросом прокурора. Но ведь не в этом главная интрига, не правда ли?

Там ведь были депутаты, которые давали Бавыкину-Васьковой нечто очень похожее на взятку за накрутку итогов выборов. Напомним, депутат Сергей Кудрявцев, с заявления которого стартовало уголовное дело, заплатил 400 тысяч рублей, депутат Вадим Клецов раскошелился на 250 тысяч, депутат Александр Жуков выложил 500 тысяч, депутат Иван Кандыбин – 1 млн рублей, депутат-«маршрутный король» Дмитрий Крутских – 1,2 млн рублей, а знаменитый Александр Чуфинёв сдал в кассу 2 млн рублей. Есть ещё трое в Вороблдуме: депутат Елена Губина (заплатила 455 тысяч), депутат Андрей Прытыкин (250 тысяч) и депутат Дмитрий Лукинов (720 тысяч). Платили по частям; вторую часть суммы уже как бы «избранные» депутаты приносили после трёх дней голосования. Все они – из воронежской «Единой России». И стратегия защиты Юрия Бавыкина одно время строилась на том, что он с Васьковой только исполняли задание «полководцев» партии власти в Воронеже – спикера Вороблдумы Владимира Нетёсова и спикера Вороблдумы Владимира Ходырева, а в их отсутствие – мэра Вадима Кстенина (на момент выборов руководил городской ячейкой ЕР), вице-спикера Александра Провоторова и экс-политтехнолога воронежской ЕР Романа Жогова.

Но позже указывать на заказчиков фальсификации на выборах-2020 Юрий Бавыкин перестал; его последнее слово сводилось к тому, что он просто не виноват. Анализируя показания главного подсудимого, прокурор Юлия Попова особо подчёркивала, что «от Бавыкина мы слышали разные версии произошедших событий – от признания вины в начале до установки на фальсификацию от «Единой России» и попытки свалить всё на Светлану Васькову». К слову, Светлана Васькова вину сразу признала, что, вероятно, и не дало стратегии защиты Бавыкина развернуться как следует. Каждому – своё.
Ещё до начала заседания, войдя в зал № 3, Юрий Бавыкин тотчас обратился к журналистам, которых на приговор набежало непривычно много:

— Что вы тут-то делаете? С ЖКХ всё в городе хорошо, да? И с генпланом – хорошо? И с транспортом хорошо?

Представители СМИ тем временем молча снимали подсудимого.

— Сколько же вы на мне денег заработали? – проворчал Бавыкин.

— Что ожидаете от процесса? – нашёл вопрос для бывшего вице-мэра кто-то с первого ряда.

— Не буду комментировать, – сухо сказал Юрий Бавыкин. – читайте Лиходеевского, но и он не всё пишет, что знает.

Как-то так он исковеркал фамилию вашего журналиста, что я даже сразу себя не узнал. А когда узнал, призадумался, что же ещё не сказал из того, что знаю.

Вот, помимо адвокатов Бавыкина и Васьковой (Андрея Рябова и Дмитрия Чеботарёва соответственно) присутствовал на оглашении вводной и резолютивной части приговора адвокат депутата Прытыкина («Русский Аппетит») Даниил Дробышев. Его клиент уже два года бьётся, чтобы его тоже признали «потерпевшим» по делу Бавыкина-Васьковой, как это было с другими восемью депутатами. Дескать, Прытыкин оказался лишен права на защиту и возмещение ущерба. И сразу после того, как осенью 2022 года Прытыкин вышел со своим ходатайством, судья Воищева решила исключить всех депутатов из числа потерпевших: мол, они ошибочно и вопреки требованиям закона были признаны таковыми на стадии предварительного следствия. Судья ссылалась на Постановление пленума Верховного суда, согласно которому действия должностного лица, получившего деньги за действия, которые он не намеревался или не мог совершить, квалифицируются как мошенничество. Но при этом владелец денежных средств всё равно несёт ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп. И освобождение от уголовной ответственности взяткодателя не означает отсутствия в его действиях состава преступления.
Андрея Прытыкина же признавать потерпевшим оснований изначально не было. Он ведь, как вспоминал на суде и сам Бавыкин, заявления о попытке мошенничества в отношение него не писал. Оказался самым честным из депутатов или самым острожным… Но теперь это может выйти депутату Прытыкину боком. Когда вступит в силу приговор Бавыкину-Васьковой, где прописано, что депутат Прытыкин давал осужденному тандему 250 тысяч не понятно за что. Можно посмотреть на ситуацию так: у остальных депутатов был умысел на дачу взятки, но они «самостоятельно и добровольно» об этом сообщили, а Прытыкин не сообщал.

— Ваш подзащитный тоже может стать скоро подсудимым? – поинтересовался у адвоката Дробышева.

— Это его надо спрашивать, – ответил тот.

Не знаем, что думает сам депутат, но наши источники в силовом блоке очень даже допускают возбуждение дела в отношении Андрея Прытыкина.

После вступления в силу приговора Бавыкину-Васьковой, которых взяли под стражу прямо в зале суда, адвокат Андрей Рябов заявил, что обязательно обжалует приговор в установленный законом срок.

 

Что касается Андрея Прытыкина, то, помнится, выступая в суде около двух лет назад он уже жаловался на судьбу. Говорил, что, не имеет председательства ни в одном комитете Вороблдумы, но при этом является для многих единороссов «денежным кошельком». Говорил, что в следственном комитете бесконечно идёт процессуальная проверка материалов по факту дачи им взятки, который он отрицает. Тех самых 250 тысяч рублей, которые 15 сентября 2020 года через помощницу Бубнову Прытыкин передал в конверте Васьковой за победу на выборах. А Наталья Бубнова показала в суде, что «не заглядывала в конверт». Вообще, говорил Андрей Прытыкин, его на округе «все любят», потому что он исполняет там наказы избирателей уже десять лет.

Про Бавыкина Прытыкин говорил, что «Юрий Николаевич достаточно амбициозный руководитель, у него есть Благодарность от Путина, которой он гордится, мне её показывал». И Прытыкин, дескать, был уверен, что Бавыкин «будет очень хорошо вести кампанию» без всяких денег от него.

С своей стороны Андрей Прытыкин только и делал, что вкладывал в свой округ № 11 средства и исполнял наказы избирателей: «Что-то отремонтировать, кому-то помочь с ноутбуком».

— Так депутаты у нас ведь законотворческой деятельностью занимаются? – уточнила тогда Юлия Воищева.

— Да, в том числе, – согласился Прытыкин. – Но ещё и помощью на округе!

— А те люди, которые не могут дарить ноутбуки, как им баллотироваться тогда? – поставила тогда его судья в тупик глубоким политическим замечанием.

Думается, у Юлии Воищевой ещё будет возможность поговорить о политике с депутатом Прытыкиным. Если она, конечно, к моменту возбуждения уголовного дела в отношении него не перейдёт в награду за титанический труд в Воронежский областной суд.

ТЕКСТ и ФОТО: Виктор Лиходзиевский

ПОДЕЛИТЬСЯ!

Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button