«Без полутонов»: масштабная ретроспектива Зиновия Попова открылась в музее им. Крамского
Музей перекрасил пространство выставочного зала перед экспонированием полотен Зиновия Попова
Первая за 30 лет крупная персональная выставка Зиновия Попова включила более 200 произведений из 23 музейных и частных коллекций. Экспозицию, посвящённую 100-летию со дня рождения великого художника, открыли 6 декабря в Воронежском областном музее им. И. Н. Крамского.
Выставка посвящена 100-летию со дня рождения Зиновия Ефимовича Попова – известного живописца и графика, члена Союза художников СССР. И это – уникальный проект Воронежского областного музея им. Крамского совместно с благотворительным фондом «Художники Воронежа». Немалую роль в его реализации сыграл президент фонда Александр Бубнов, который помог осуществить коммуникацию с коллекционерами, ведь работы художника искали не только в музеях и библиотеках, но и в частных коллекциях. Наряду с масляными картинами в экспозицию также вошли этюды, наброски и графические эскизы, позволяющие нам проследить процесс работы творца от самого начала до законченного произведения.
Зиновий Попов родом из Тамбовской области, но в 1954-м году, приехав в Воронеж в возрасте 30-ти лет, сроднился с нашим городом, впоследствии посвятив ему десятки полотен.
Художник по натуре был весьма закрытым человеком, но это не помешало ему вести активную выставочную деятельность и обрести популярность при жизни. Соратники Зиновия называли его талантливым пейзажистом. И неспроста.
Раннее творчество художника в легкой живописной манере отличается свежим колоритом и узнаваемой лирической интонацией. На протяжении десяти лет мастер кисти ищет себя. Нащупывает же свой авторский стиль к середине 1960-х, после поездки в Дом творчества «Академическая дача» в Тверской области, поддавшись влиянию Владимирской школы живописи (в частности, её основателей – Владимира Юкина, Валерия Кокурина и Кима Бритова).
Зиновий Ефимович пишет в жанре реализма, опираясь на традиции русского искусства. Его полотна имеют бархатистую фактуру, а если присмотреться, то заметны короткие пастозные уверенные мазки. Тона преимущественно тёплые и мягкие, но есть и яркие сочные решения. Одно точно – в произведениях художника нет мрака. А есть красочность и некая декоративность.
Что интересно – выбор палитры его картин не случаен. Автор позаимствовал её у дымковский игрушки, перенеся подобные цвета на свои холсты. Уникальность же их кроется в той самой фактурности, которая достигалась путём замешивания масляных красок с известкой и даже зубным порошком. Это придавало полотнам объём и естественность, схожесть с окружающим миром. А вот защитным слоем масла Зиновий свои произведения не покрывал, ведь это давало бы иной, обратный эффект поблёскивания, лишая их особенности. Но увы, сейчас, спустя полвека, из-за такого приёма многие картины успели приобрести трещинки, однако у каждой – своя история.
Среди множества представленных на экспозиции работ художника сложно выделить одну или ранжировать холсты по значимости. Ведь все они прекрасны: деревенские пейзажи, осенние этюды, солнечные пленэры, портреты… Хотя Зиновий Попов редко обращался к портретному жанру, но если писал людей, то помимо внешнего сходства умел передать и характер и чувства моделей.
Но наиболее знаковой всё же стала картина «В зимние каникулы», ведь именно её цветовые решения послужили прототипом к айдентике выставки. Куратор выставки и старший научный сотрудник музея им. Крамского Валерия Меремьянина прокомментировала:
Совместно с дизайнером мы выбирали те самые два идеальных цвета из палитры «Зимних каникул» на протяжении четырёх месяцев.
Музей не только перекрасил пространство выставочного зала, но и приложил руку к обрамлению некоторых полотен, чтобы создать гармоничную экспозицию, где интерьер и экспонаты живут в унисон друг с другом.
Но не одними картинами порадовали публику. Удивительным открытием оказалась редкая аудиозапись разговора Зиновия Ефимовича с его матерью, Марфой Ефимовной. Эксклюзивный экспонат предоставили сыновья художника, а музейные сотрудники оцифровали его и включили в экспозицию в раздел, посвящённый семье. И это важно, как важна даже самая мелкая деталь, каждая газетная вырезка, каждое воспоминание о нём.
ТЕКСТ и ФОТО: Мария Громова