Мэрские выборы и «накаты» на Нетёсова обсудили на юбилейном заседании клуба политологов
Владимир Слатинов: «Эти выборы мэра – та политика, которую мы заслужили»
100-е – за десять лет работы – заседание Воронежского клуба политологов задумывалось концептуальным и одновременно помпезным, но больше получилось, как бывает в жизни, что-то одно. Заседание состоялось 13 декабря.
Ожидались сразу пятеро гостей-экспертов, однако двое из них остались в Москве: член-корреспондент РАН, завкафедрой сравнительной политологии МГИМО Оксана Гаман-Голутвина и исполнительный директор Российского общества политологов Игорь Кузнецов поздравили с юбилеем участников клуба дистанционно. Парадная часть затянулась также и потому, что основатель клуба депутат Госдумы Андрей Марков тоже не смог приехать и выступал с приветственным словом в дистанционном формате.
Чтобы о нём не забывали, депутат Марков подарил собравшимся серию каталогов «Воронежский клуб политологов: десять лет истории в лицах» (вдруг кому пригодится), а профессору Александре Глуховой – букет цветов.
Первый из прибывших в Воронеж гостей Валерий Фёдоров (ВЦИОМ) продолжил парадную часть мероприятия, передав «привет» Воронежскому клубу политологов от губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, бывшего главного МЧСника Воронежской области. «Игорь Кобзев надеется, что в Воронеже его ещё любят», – сообщил директор ВЦИОМ, умолчав, что у Кобзева начались политические проблемы по месту новой прописки; перспективы его второго губернаторского срока под вопросом.
Второй гость клуба – завкафедры государственного и муниципального управления Курского госуниверситета политолог Владимир Слатинов как раз выступил с докладом о трансформации губернаторского корпуса и прочих мэров столиц в Черноземье. Так, отличительной чертой ситуации в Липецкой области является то, что ЛДПР и КПРФ жестко оппонируют губернатору Игорю Артамонову. Что-то подобное в Воронеже было лет 15 назад, ещё при губернаторе Кулакове, когда КПРФ даже ходила крестовым походом на местную телестудию. Другая примета времени, по Слатинову, и одно из следствий контекста СВО – в Курской и Белгородской областях чиновники всё чаще уходят в добровольческие отряды БАРС, а потом возвращаются на свои посты.
О губернаторе родной политологу Курской области Владимир Слатинов заметил, что Смирнов мог бы продолжать «тянуть лямку» инерционной модели управления, но не годился для войны. Нынешний врио губернатора Александр Хинштейн сам признаёт, что не имеет релевантного посту губернатора управленческого опыта; он делает ставку на команду и «живое общение», которое импонирует курянам.
Что касается Воронежа, то, по мнению Владимира Слатинова, влияние громкого «дела Бавыкина-Васьковой» на политическую жизнь выразится в 2025 году в «усилении административного контроля и ослаблении выборной коррупции».
Политологу оппонировал третий гость клуба Александр Романович («Квалитас»), который усомнился, что «дело Бавыкина-Васьковой» как-либо повлияет на ситуацию в столице Черноземья и в регионе.
— Во-первых, о нём никто не знает, кроме журналистов и некоторых политиков, во-вторых, неужели у кого-то были иллюзии, что в депутаты у нас избираются порядочные люди и честными методами?! – подчеркнул Романович.
У вашего журналиста тотчас возник вопрос, есть ли сейчас в Воронеже реальная политическая конкуренция или борьба? Услышать подробно мнение экспертов в рамках юбилейного заседания не представлялось возможным, поэтому вопрос был задан за его рамками. Примечательно, что именно Александр Романович управился с ответом, не покидая стены клуба в малом зале Вороблдумы.
— Нет, – ответил директор ИОМ «Квалитас».
Модератор клуба политолог Роман Савенков заочно поспорил со своим постоянным гостем. Мол, хотя «турниры отменили», но конкуренция остаётся.
— Обычно под реальной политической конкуренцией понимается как соперничество политических элитных групп или партий в публичном пространстве (на глазах у граждан) по всем известным честным правилам, по темам, которые волнуют избирателей, – отметил Роман Савенков. – Это как поединок средневековых рыцарей. В теории от такой конкуренции выигрывают избиратели, так как демонстрационным соблюдением правил борьбы и «народными темами» элиты стремятся привлечь симпатии избирателей. Публичная политическая конкуренция активизируется накануне выборов в региональный и городской парламенты, а главным субъектами становятся кандидаты и партии. Сейчас представители элиты конкурируют непублично, занимая ресурсы, должности для своих людей, чтобы улучшить свои позиции к началу публичной борьбы. Субъектами непубличной борьбы являются известные всем влиятельные фигуры, а применяемыми средствами этого периода никто не захочет похвастать перед избирателями. И, да, такая политическая конкуренция в Воронеже всегда есть.
Однако от приведения примеров, кто с кем борется, политолог воздержался. Зато доктор политических наук Владимир Слатинов выдал базу:
— В силу изменения режимных характеристик и с связи с СВО, для оппозиции отменяется, пожалуй, главная её функция – критика власти. Она сейчас, когда идут боевые действия, воспринимается чуть ли не как предательство. Мы видим стремительное скукоживание публичной политики. Но политика никуда не уходит, она перемещается из публичной сферы в непубличную. На поверхности не открытая борьба, а отголоски латентной подковёрной борьбы. Например, история с мэрскими выборами в Воронеже. Понятно, что схлестнулись довольно серьёзные группы интересов, стоящие за Сергеем Петриным и Евгением Бажановым. Понятно, что два кандидата-фаворита – это следствие борьбы кланов, в результате которой Бажанов снялся, а Петрин остался. Опять-таки ещё сохраняются элементы публичности в этом процессе: в кандидаты заявились 15 человек, остались 13. Были разные выступления – от шутовских перформансов до довольно серьёзных. Публичная политика остаётся в таких небольших нишах вроде вот этой процедуры выборов мэра. Саму её можно назвать неким перформансом или спектаклем, но эти выборы мэра – та политика, которую мы заслужили.
Ещё одно проявление политической борьбы в Воронеже, по мнению Слатинова – это, конечно, вся ситуация, возникающая сейчас вокруг Нетёсова и вокруг воронежской «Единой России»:
Мы видим, что есть достаточно серьёзные «накаты» на Нетёсова, попытки ослабить его позиции в медийном поле и в политическом. Ясно, что и он ведёт какую-то контригру. В публичном поле это прослеживается через медийные вбросы и медийную борьбу. Основная борьбы идёт подковёрно, но история с Нетёсовым – это ещё один пример того, что политика в Воронеже всё-таки есть. В прошлом году некая политическая борьба происходила вокруг формирования правительства после победы на выборах губернатора Гусева. В следующем году политика оживится в связи с выборами в городскую и областную Думы, но опять-таки многое будет зависеть от контекста. Закончится или не закончится, или будет поставлена на паузу СВО (упаси Боже от паузы – авт.), и в какой атмосфере это будет происходить. Внутри власти будет борьба. И несмотря на то, что Гусев уже заявил, что в Думах будут герои СВО и бюджетники, тем не мене понятно, что борьба – большей частью подковёрная, но где-то и открытая, например, через праймериз – будет осуществляться. Это будет конкуренция разных центров силы и разных групп интересов, которые в Воронеже есть. Это, собственно, и правительство, которое не едино, это и Нетёсов, это и разные игроки бизнесовые. Будет наблюдать их конкуренцию пусть не открытом формате, а в виде гибрида. Что касается судьбы оппозиции, то, будучи лишена возможности оппонировать власти, она преимущественно сосредоточилась на волонтёрстве и гуманитарной деятельности. И оппозиционное поле подвергается более жёсткому воздействию. Теряет очки КПРФ, мы видим, и АП старается втащить на второе место ЛДПР. Это мы видим по недавнему визиту Кириенко на съезд парти Жириновского. Увеличивается медийность либерал-демократов. Но всё будет зависеть, повторюсь, от контекста. В боевых действиях публичная политика скукоживается. В условиях мирной жизни больше шансов у того, кто предлагает оппонирующую власти повестку, которую избиратель воспринимает серьёзно.
Мнение: вплоть до председателей Дум депутатов будут определять вице-губернатор Дмитрий Маслов, сенатор Сергей Лукин и председатель Гордумы Ходырев (хотя зачем он этим двоим, не понятно).
ТЕКСТ: Виктор Лиходзиевский
ФОТО: Воронежский клуб политологов