Колиух, Сысоев и Кандыбин ответили на вопросы про деньги «Единой России»
Троих депутатов Воргордумы позвало в суд дело Жогова
Центральный райсуд Воронежа выдержал наплыв депутатов Воронежской Гордумы Александра Сысоева, Сергея Колиуха и Ивана Кандыбина 23 декабря. Парламентарии единодушно отрицали существование практики фиктивного трудоустройства членов ЕР для выплат им стимулирующих надбавок, однако вели себя в суде по-разному.
Депутаты как свидетели обвинения пришли давать показания по уголовному делу депутата Романа Жогова, который наконец получил возможность повстречаться с коллегами по Думе (суд не разрешает депутату Жогову посещать заседания, хотя он неоднократно об этом ходатайствовал). Впрочем, Роман Владимирович постоял в коридоре рядом с коллегами и однопартийцами всего несколько секунд. Всё остальное время до начала заседания троица депутатов провела отдельно от всех, разве что к Александру Сысоеву перманентно с улыбкой подходил кто-то из работников райсуда; похоже, Сысоев здесь популярная личность.
В двух словах напомним суть дела Жогова, о котором депутаты Сысоев, Колиух и Кандыбин, как они заверили судью Валентину Парадовскую, знают «только по публикациям СМИ». Экс-политтехнолога «Единой России» и бывшего главу фракции в Воргордуме Романа Жогова обвиняют в мошенничестве: по версии следствия, депутат совершил его путём получения денег от бывшего первого вице-спикера Воргордумы Александра Провоторова, на предприятие которого – «ВОМЗ» – фиктивно была трудоустроена супруга Жогова. Под предлогом «добровольных взносов» в Фонд реготделения партии «Единая Россия» с ноября 2010 по май 2020 года семья Жоговых получила от Провоторова более 2,3 млн рублей, а партии якобы ничего не досталось.
Стратегия защиты Романа Жогова заключается в том, подобная схема оплаты труда была обычной практикой в воронежской «Единой России»; просто для его жены в «час икс» не нашлось доходного места помощника депутата, которые вообще совмещают несколько ставок. На одном из заседаний он предъявил суду их штатное расписание и размеры оплаты. Однако представители реготделения ЕР, возглавляемого Владимиром Нетёсовым, и на следствии, и в суде отрицают такую схему.
Ранее в суде побывал вице-спикер Воргордумы Олег Черкасов, теперь сторона обвинения пригласила ещё троих статусных депутатов. Всем прокурор задавала один и тот же вопрос: «Существует ли практика выплат стимулирующих надбавок путём фиктивного трудоустройства на предприятии члена ЕР?» Все депутаты отвечали строго отрицательно, но вели себя в суде по-разному.
Первым трибуну свидетеля занял Александр Сысоев, который работает депутатом аж с 1997 года. При этом о «внутренней кухне» фракции ЕР и коллеге Жогове депутат Сысоев мог сказать поразительно мало. И туманно. Например, на вопрос, какие функции, помимо руководства фракцией выполнял Жогов, депутат Сысоев ответил загадочно: «Наверное, чем-то занимался ещё, но, чтобы прямо до конца…»
Насчёт пожертвований в Фонд ЕР Александр Сысоев пояснил, что он не член партии (только фракции), поэтому ничего об этом не знает.
— Мог ли Жогов кого-то шантажировать? – спросила адвокат Олеся Алимкина.
— Мне, кажется, нет… – ответил Александр Сысоев; на том с ним и распрощались.
Интересно, что гендиректор «Аксиомы» Иван Кандыбин тоже оказался не членом воронежской «Единой России» (похоже, скоро такая репрезентация станет новым трендом), но зато взносы в Фонд ЕР исправно платил «раз в месяц в районе 16 тысяч». И ещё целевые взносы. Сказал, что переводил средства на расчётный счет Фонда. В ответ защита обратилась к материалам уголовного дела, где есть карточка счёта от юрлица – компании «Аксиома».
— На что расходовались эти 16 тысяч? – спросили его.
— Мне неизвестно.
— Если это было добровольно, почему вы не отказывались? – уточнила прокурор.
— А зачем мне отказываться? – спросил в ответ депутат Кандыбин.
— А зачем вам платить? – резонно вернула вопрос прокурор, но депутат не нашёл, что ответить. Вспомним, что и тандему Бавыкин-Васькова Иван Кандыбин отдал 1 млн рублей без лишних разговоров.
Дольше и веселее всех выступал бывший мэр Воронежа, бывший председатель Воргордумы, депутат Сергей Колиух. Он член «Единой России» «с момента образования партии». Все взносы платил, куда идут эти деньги не спрашивал. Что касается Фонда партии, то про него Сергей Колиух ответил дословно:
— Ну, когда был (президентом фонда – авт.) Пинигин (сидит в колонии № 2, тоже по делу о мошенничестве – авт.), когда был Клецов (фигурант дела Бавыкина-Васьковой – авт.), там были какие-то целевые взносы на кампанию.
Далее в суде начался анекдот.
— Меня интересует частота взносов, – подчеркнула адвокат Алимкина.
— Чисто всё было, чисто! – поспешил заверить Сергей Колиух.
Потом, когда ему пояснили вопрос, заявил, что о ежемесячных пожертвованиях ничего не знал. Колиуха спросили:
— Вам известно, чтобы Жогов угрожал Провоторову?
— Чему угрожал – жизни, здоровью или плюнуть в него? – уточнил бывший мэр и бывший спикер Гордумы.
Впрочем, ни о чём из перечисленного Колиуху известно не было. Также его спросили, мог ли Жогов повлиять на избрание Провоторова, как тот заверял следствие и суд. И тут опытный участник избирательных компаний Сергей Колиух выдал, что называется, «базу»:
— Любой человек может повлиять на избрание. Вот вы (Алимкиной – авт.) можете повлиять, напишите про меня в газете, например. А если вы с моего округа и вокруг моего дома пройдёте, всё, мне конец.
Почему гуляние адвоката Олеси Алимкиной вокруг дома депутата Воргордумы так фатально, Сергей Колиух не пояснил. Если это в самом деле так, то перед нами готовый лайфхак против неугодных народу депутатов.
Вообще, интересные люди – эти депутаты от «Единой России». Платят деньги кому ни попадя, не спрашивая, зачем. Ведут затратные кампании, организовывают предвыборные штабы, а главному политтехнологу платят такие копейки, что он вынужден фиктивно трудоустраивать свою супругу на завод коллеги, ибо места помощника депутата не нашлось. Кстати, ещё депутаты не помнят по фамилиям своих помощников, без которых они как без рук. На суде только один Сергей Колиух припомнил некую Веру Васильевну Аносову. Ну, у Колиуха всё-таки большой опыт…
Следующих депутатов Воргордумы можно будет увидеть в суде 22 января.
ТЕКСТ и ФОТО: Виктор Лиходзиевский