КультураНедвижимость

Воронежским историческим зданиям нужно изменить функцию, чтобы «сохранить лицо»?

Когда приспособленчество – на пользу

Одним из способов сохранить памятник истории и архитектуры специалисты называют приспособление его под новую функцию. Принципы оживления и перезапуска ОКН обсудили в Воронеже в рамках форума «Зодчество ВРН» 30 мая.

 

окн

В начале дискуссии прозвучал такой тезис: «Если в здании нет жизни, то оно начнёт разрушаться даже после проведённой реставрации». Президент коломенского АНО «Наследие и экономика» Дмитрий Ойнас подтвердил эту мысль:

Запустить здание, чтобы оно работало, очень сложно. Чтобы запустить проект восстановления, надо разобраться в ценности объекта для экономики.

По мнению спикера, здание можно отреставрировать, но в дальнейшем нужен доход, который позволит содержать здание. «Инвестировать надо в бизнес-проект», – подчеркнул Дмитрий Ойнас.

 

дмитрий ойнас

В настоящее время формируется рынок исторической недвижимости. Появляются ресурсы, на которых аккумулируются сведения о недвижимости с историей. Управляющий партнёр московской компании «Даль» Александр Пчелинцев рассказал о проекте «Дом вдали». А руководитель реализации отраслевых программ подразделения «Государственные программы в жилищной сфере» ДОМ.PФ Екатерина Добродеева сообщила о программе сохранения ОКН (объектов культурного наследия) со слоганом «Инвестируйте в будущее, сохраняя прошлое», предусматривающей льготное кредитование. Одной из задач проекта является создание базы с полной информацией об объектах. Кроме того, на сайте есть данные по подрядчикам, которые могут работать с историческими зданиями.

 

По мнению Александра Пчелинцева, при отсутствии индустрии восстановления ОКН частные инвестиции – это, возможно, единственный способ изменить ситуацию. Эту мысль проиллюстрировала профессор СамГТУ Евгения Репина. Она рассказала о кейсе Вячеслава Вершинина, выкупившего усадьбу купца Поташина в Самаре. Предпринимателю удалось превратить старинный дом в центр притяжения творческих людей. При этом он очень бережно подошёл к процессу реконструкции. Вершинин сообщил Евгении Александровне:

Когда я приехал в квартал, оказалось, что люди живут сорок лет в ожидании сноса. Я решил не ждать, а занялся восстановлением <…> При раскопках «культурных слоев» двора и дома можно обнаружить старинные детали. Утварь и старинные элементы, которые становятся частью среды, формируя её антикварный образ.

Пример Евгения Вершинина вдохновил его соседей, теперь реконструкция ведётся в нескольких домах квартала. Евгения Репина отметила, что закон запрещает жителям вмешиваться в ОКН: самостоятельно проводить перестройки и ремонтировать. Однако люди продолжают самостоятельно приводить в порядок и развивать объекты, поэтому, по мнению эксперта, в таких случаях требуется юридическая амнистия. «Люди всё могут и им важно не мешать», – сделала вывод спикер.

 

евгения репина

Евгения Репина обозначила и другую проблему: вытеснение жителей из исторических домов, поскольку при этом теряется «душа среды», а «люди являются содержанием наследия». Евгения Александровна уверена, что наивысшей ценностью являются не физические памятники, а уклад: «Не защищается морфотип двора, а не будет его – не будет особой атмосферы». Поэтому необходимо сохранение целостного ландшафта, материального и нематериального.

В завершении встречи все участники обсуждения согласились с тем, что работать с культурным наследием становится модным.

ТЕКСТ: Владислав Ходаковский

ФОТО: дом Гарденина / Сергей Прокопенко; Владислав Ходаковский

ПОДЕЛИТЬСЯ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button