КриминалСудебный репортаж

Доцент ВГТУ Ирина Серебрякова о получении научных степеней: «Нет денег – нет защиты»

Наталья Сироткина сочла чёрной неблагодарностью поведение Серебряковой

Ирину Серебрякову допросили в качестве свидетеля по делу бывшей завкафедрой Воронежского государственного технического университета и экс-председателя диссертационного совета Натальи Сироткиной. Заседание состоялось в Ленинском райсуде 17 июня.

Ирина Серебрякова с 2004 года работала ассистентом на кафедре цифровой и отраслевой экономики. Под руководством Виктории Кругляковой писала диссертацию об управлении жилищным фондом с 2004 до 2021 года. Ирина Александровна рассказала суду, что, когда встал вопрос защиты научной работы, председатель диссовета ВГТУ Наталья Сироткина дала понять, что без денег никакой защиты не будет.

Наталья Валерьевна всё время говорила Серебряковой: «Я вас жду», и та не сомневалась, для какой цели. В мае 2021 года Серебрякова пришла в кабинет Сироткиной и передала ей 250 тысяч рублей в конверте. Председатель диссовета, заглянув в конверт, сказала, что всё нормально. Однако потом, по словам Ирины Александровны, наступило затишье. В сентябре Серебрякова снова понесла Сироткиной конверт – на этот раз в нём было 50 тысяч. После этого подношения Наталья Валерьевна проявила некоторое участие и сказала, что защита состоится.

Предзащита прошла в сентябре – октябре 2021 года, после чего работу Ирины Серебряковой рекомендовали к защите.  Наталья Валерьевна якобы отметила, что в работе присутствует новизна, внесла правки и помогла с исправлением ошибок по оформлению. А орфографические ошибки, как рассказала Серебрякова, редактировала начальник управления диссовета Лариса Клюева. За помощь Ирина Александровна передала Сироткиной ещё 70 тысяч. Итого – 370. Выше среднего, по расценкам Сироткиной.

Ирина Серебрякова подчеркнула: всем было известно, что от Натальи Валерьевны многое зависит при утверждении работы в Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Сироткина попросила передать конверт с деньгами в Москву, после этого в Телеграм пришло сообщение от контактного лица – некого Сергея Лукьянова. Ирина Александровна съездила в Москву и отдала ему конверт. Сергей Лукьянов был учёным секретарём экспертного совета по экономическим наукам ВАК, сейчас он в розыске.

После раздачи конвертов защита в марте 2022 года прошла прекрасно: члены диссовета похвалили работу. А Сироткина заранее предупредила, какие вопросы будут от диссовета, чтобы была возможность подготовиться.

Серебрякова вспомнила, что в этот же день защищалась Елена Киселёва. «Всем было понятно, что деньги отдавали, но кто и сколько – не обсуждали», – прокомментировала Ирина Александровна.

Затем выступила Наталья Сироткина. Наталья Валерьевна, которая до сих пор не признала, что брала взятки, сообщила: Серебрякова из-за низкой квалификации не могла написать диссертацию сама – ни учась в аспирантуре, ни после. И якобы она лично подарила Серебряковой идею для защиты, а также внесла значительные правки, поделившись своими наработками – чуть ли не полностью диссертацию за неё написала; тянула, как могла. Причём, за это не взяла никаких денег. А деньги пошли исключительно на организационные расходы: на рассылку авторефератов, курьерскую доставку, публикацию статей, банкет и фуршет. Сироткина пояснила: оппонентов надо привезти из разных регионов, купить воду, приготовить салаты… Серебрякова же в этих расходах лично не участвовала, только принесла на защиту конфеты, помянуть отца. И главное: от Серебряковой Сироткина получила всего 250 тысяч, которые и были направлены на необходимые траты по подготовке защиты. А ни 50, ни 70 тысяч Ирина Александровна не передавала, только колготки подарила… При этом Наталья Валерьевна признала, что за написание диссертаций иной раз могла получить вознаграждение. Так, теперь уже доценту ВГТУ Маргарите Агафоновой она якобы написала работу за 300 тысяч рублей. Отметим, что из постановления о возбуждении уголовного дела в отношении Натальи Сироткиной известно, что Агафонова передавала председателю диссовета 210 тысяч. Что же касается конверта в Москву, то Серебрякова возила не деньги, а документы. В общем, ничего лично для себя Сироткина не требовала и не брала. Обвиняемая не могла скрыть негодования: она проделала огромную работу по корректировке слабой диссертации, со всеми договорилась, всё организовала, а Серебрякова вместо благодарности за успешную защиту обратилась к правоохранителям.

Интересный вопрос поднял адвокат Натальи Валерьевны. Почему свидетель написала заявление в Следственный комитет только после того, как начались следственные действия? Тогда наступило прозрение? И почему Серебрякова, если понимала, что у неё вымогают деньги, не писала заявление в диссовет о том, что она планирует защищаться? То есть, никак формально не обозначила своё намерение получить кандидатскую степень. Значит, всех всё устраивало?

И вот что важно: из 70 соискателей, защищавшихся с 2018 по 2022 год, 21 человек написал заявление в СК о том, что передавал Сироткиной незаконное вознаграждение. Если Наталью Сироткину признают виновной в получении взяток в составе организованной группы в крупном размере (п.п. «а», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ), то заявители, хоть и избежат уголовной ответственности за дачу взятки ввиду содействия следствию, но лишатся своих научных степеней. Ведь тогда будет доказано, что они их получили незаслуженно. И Наталья Валерьевна дала понять, что только порадуется такому исходу.

Следующее заседание состоится 19 июня в 10.00.

ПОДЕЛИТЬСЯ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button