Культура

Художники Черноземья представили «Состав почвы» в музее имени Крамского

Культурный код Черноземья оказался в музейной экспозиции

Торжественное открытие экспозиции «Состав почвы» 27 сентября стало кульминацией второго ежегодного фестиваля «КРАМФЕСТ». В выставке приняли участие четыре десятка художников, фотографов и скульпторов.

 

состав почвы

Слово «Черноземье» звучит как заклинание: густое, древнее, словно поднятое из глубины земли. Есть в нём что-то от мифа и в то же время от повседневности, ведь речь о той, что кормит и формирует человека – о почве. Она – не только аграрный символ плодородия, но и культурный код: опора, память, среда для трансформации и перерождения.

 

В мировой истории искусства земля неоднократно становилась не просто материалом, но образом-метафорой. Например, в 1970-е годы американские художники лэнд-артисты Роберт Смитсон и Нэнси Холт превращали землю в пространство для искусства: огромные спирали, насыпи и каналы, вписанные в пейзаж, говорили о вечности, о связи человека с планетой. В России этот мотив чувствуется особенно тонко: от символистов, где земля воспринималась как мистическая субстанция, до авангарда, где почва была одновременно и материалом, и символом утопических преобразований. Даже позднее – в советском искусстве – земля оставалась образом будущего, пространства, которое ещё предстояло «возделать» и преобразить.

 

Но в контексте Черноземья земля – это не абстракция, а конкретная ощутимая субстанция, хранительница памяти поколений. Чернозём здесь не просто «ресурс», а почти сакральный объект. Архив, в котором хранятся истории труда и жизни, войн и переселений. Один из кураторов выставки Марина Жолондзь подчеркнула, что важным элементом для формирования этого архива является человек.

 

Через экогобелены Евгении Ножкиной, древесные расписные кубики Юлии Селиной, живописные полотна Карины Канто и Максима Мещерякова и множество других работ участников выставки зритель может увидеть, как оживает и преломляется архетип земли в руках современных художников.

Произведения сорока мастеров из семи городов Черноземья – не только художественные объекты, но и своеобразные «пласты памяти», где земля предстаёт то как миф, то как символ сопротивления, то как пространство рождения нового.

 

Например, Рената Филимонова (Старый Оскол) в своей работе «Земля = мать» ассоциирует землю с матерью, что даёт жизнь и опору и умещает всех на своём теле.

 

состав почвы

Михаил Рихтер (Воронеж), в свою очередь, придав форму цементной смеси, символично называет своё творение Ковчегом, отсылая нас к библейским сюжетам. По задумке автора, цементные сосуды, оставленные на природе, наполняются дождевой водой, растениями и семенами, привлекая тем самым птиц. Сливаясь с окружающим миром. Переместив «Ковчег» в другое место, мы можем видеть повторное зарождение жизни, её цикличность.

 

состав почвы

Куратор «Состава почвы» Алина Рындина прокомментировала:

Я часто езжу по стране, и когда с кем-то начинаю разговаривать про Воронеж, понимаю, что у многих людей смутное представление о нашем городе. Тогда же я рассказываю, что мы не только про Воронеж, а про целый регион – Черноземье. Ведь у нас много соседей, с кем нас объединяют общие корни, общая идентичность, и мы гораздо целостнее, чем может показаться на первый взгляд. Именно поэтому эта выставка так важна.

Открытие коллективной выставки ознаменовало важное ежегодное событие – фестиваль «КРАМФЕСТ», который прошёл уже второй раз, объединив мастеров прикладного искусства и художников, спикеров (Ольга Кардашова, Надя Октябрь, Александр Чекмарев, Надя Пантюлина) и любителей литературы. Для последних выделили зону для чтения, предоставив книги из собрания музея.

 

состав почвы

ТЕКСТ и ФОТО: Мария Громова

ПОДЕЛИТЬСЯ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button