Спецпроект

«Фабрики смерти» в Воронежской области

11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

С июля 1942 года по январь 1943-го германское военное командование создало в Воронежской области свыше 50-ти лагерей для военнопленных и местного населения. Десятки тысяч людей погибли от голода, холода, болезней и непосильного труда. Особенно много советских солдат и офицеров погибло в системе лагерей «Дугаг-191» при строительстве железной дороги на территории Острогожского и Каменского районов.

 

В конце июня 1942 года силы вермахта начали операцию «Блау». Передовые части южной группировки 5 июля заняли Острогожский район, а 6 июля – Евдаковский (ныне Каменский). Узловую станцию Лиски (до 1943 г. – станция Свобода) на левом берегу Дона немцы взять не смогли. Образовался разрыв в железнодорожном сообщении между станциями Острогожск и Евдаково. Перевозки грузов осуществлялись на автотранспорте круглосуточно и все же не обеспечивали потребности в вооружении и живой силе. Тогда германские военные железнодорожники посчитали возможным соединить Харьковское западное железнодорожное направление с Ростовским через строительство железнодорожной ветки от села Гнилого Острогожского района до села Евдаково Евдаковского района, минуя станцию Лиски.

Оккупационные власти создали в Ростове Юго-Восточную главную дирекцию железных дорог. В Днепропетровске было учреждено Южно-Российское региональное транспортное управление, и там же в 1941 году создали лагерь «Дулаг-191». Проект ветки Острогожск – Евдаково разработала Организации Тодта – военно-строительное подразделение, названное по имени Фрица Тодта, занимавшего в Третьем рейхе посты сразу трех министров. Организация занималась строительством исключительно важных военных объектов: возвела Западный вал, немецкую линию обороны на суше, строила на побережье Атлантики базы-бункеры для подводных лодок, а также прокладывала дороги на оккупированных территориях.

Службы тыла венгерской армии с 20 июля по 31 августа 1942 года докладывали:

…Немецкие железнодорожные строительные части используют 12000 человек на работах, связанных со строительством железнодорожных линий между Евдаково и Острогожском.

Из разведсводки № 23439 от 21 декабря 1942 года УНКВД по Воронежской области по состоянию на 20.12.1942 г., направленной начальнику 4 УНКВД СССР ст. майору госбезопасности товарищу Судоплатову:

В селе Татариново, Евдаковского района, в конюшне колхоза «Стучи машина», размещен лагерь военнопленных красноармейцев. До ноября месяца пленные работали на сельхозработах, а с ноября работают на строительстве ж.д. ветки Острогожск – Евдаково. Всего здесь занято около 11000 человек.

Строительство началось ударными темпами, но с основательностью и немецкой педантичностью. В ряде населенных пунктов, прилегающих к новой железнодорожной ветке, разместились специализированные немецкие военно-железнодорожные подразделения, охранные отряды и группы полевой жандармерии. 14 июля 1942 года в селе Полубянка Острогожского района размещается штаб строительства железнодорожной ветки. Основными подразделениями по возведению инфраструктуры дороги являются инженерно-технические батальоны № 36 и № 37.

Для охраны лагерей военнопленных в селе Гнилое была размещена воинская часть № 590. Также в селе находились 16 – 17-летние немецкие юноши, они проходили практику допризывников в прифронтовой полосе. Периодически их вывозили на Коротоякский рубеж, в остальное время они были заняты на работах по возведению административных и хозяйственных построек на железной дороге.

В селе Петренково разместилась воинская часть № 3/6 со специализированной строительной техникой – экскаваторами, тракторами, коперами (машинами для забивания свай). Чтобы преодолеть глубокий овраг у села Петренково, из Австрии вызвали инженеров с опытом прокладки путей в Альпах. Они спроектировали деревянный мост длиной 400 метров, самый длинный такого типа в Европе. Держали мост опоры из дубовых стволов, привезенных из Франции. Полотно дороги длиной около 2 км углублялось до 15 метров в холмистый ландшафт. Основная доля работ по вывозу и подъему мелового грунта ложилась на военнопленных.

На окраине села Гнилое был построен бункер для управления дорогой, разместили средства противовоздушной обороны. На территории хутора Пахолок возвели вокзал, водокачки, бассейны-накопители воды. Вдоль полотна дороги заложили водопровод большого диаметра. В районе хутора Ярки создали маневровую станцию и разъездные пути для встречных поездов.

Такое грандиозное строительство, конечно же, не могло быть осуществлено только силами вермахта. Вдоль всей строящейся ветки дороги появились лагеря для содержания военнопленных. Также к сооружению «берлинки» привлекали венгерские «рабочие батальоны», состоявшие в основном из евреев, и местное население.

Земляные работы велись при помощи лопат и кирок, с незначительным привлечением техники. И все же 35 километров железнодорожного полотна, 40 мостов были проложены всего за три месяца: в сложных геологических условиях, по балкам, оврагам, меловым буграм и болотистым солончакам. Дорогу назвали построенной на человеческих костях и на крови. Цена этого «трудового» подвига – тысячи жизней советских солдат.

Первые эшелоны с военными грузами и частями, состоящими в основном из румын и итальянцев, пошли через вновь построенные станции хутора Пахолок, сел Ярки и Михново уже 2 ноября 1942 года. По воспоминаниям местных жителей, с ноября по декабрь 1942 года по железнодорожной ветке в направлении на Ростов прошло около 14-ти эшелонов.

Советские разведчики сообщали:

Из материалов зафронтовой агентуры установлено, что немецким командованием на временно оккупированных районах Острогожск и Евдаково проложена новая линия ж.д., по которой происходит подтягивание войск и техники противника. Кроме этого, собранный урожай и награбленные материальные ценности из районов немцы увозят в свой тыл.

 

Однако эксплуатировалась «берлинка» всего месяц. В декабре 1942 года Юго-Восточная железная дорога была рассечена танковым ударом советских войск на Кантемировку. 20 января 1943 года, в ходе Острогожско-Россошанской наступательной операции, вошедшей в историю как «Сталинград на Верхнем Дону», закончилась двухсотдневная оккупация Острогожского, Евдаковского и других районов Воронежской области. При отступлении военнослужащие вермахта убивали военнопленных, сжигали технику и деревянные мосты.

Вскоре после освобождения территории рельсы и шпалы с «Берлинки» потребовались для прокладки железной дороги из Старого Оскола в Ржаву, по которой пошло обеспечение советских войск на Курскую дугу. Сегодня не осталось ни мостов, ни железнодорожного полотна, но следы строительства дороги до сих пор четко прослеживаются на современных картах.

Вопрос о количестве военнопленных, погибших при строительстве «берлинской» дороги, нуждается в дальнейшем уточнении: по примерным подсчетам, число погибших может быть свыше 40 тысяч человек.

Из воспоминаний жительницы поселка Каменка Марии Матяшевой:

Зима в 1942 году наступила рано. Снег выпал уже в начале ноября. Пленных из кручи перегнали в сараи совхоза «Евдаковский». Сараи не отапливались, у пленных не было теплой одежды, они мёрзли и умирали от голода. Их трупы сбрасывали в силосную яму. На стене сарая пленные написали кровью: «Мы умираем. Помяните нас».

По материалам книги Виктора Стрелкина и Евгении Поповой «Берлинка» – дорога на крови» (Воронеж, 2020 г.)

 

ПОДЕЛИТЬСЯ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button