В Воронеже открылась выставка аналоговой фотографии Никиты Ничипорова
Одна из самых необычных фотовыставок сегодня – выставка напечатанных изображений, сделанных на пленку – открыта в воронежском Доме архитектора. Экспозиция будет работать до 24 декабря.
На дворе 2023 год и кажется, что катушки с пленкой уже давно ушли в прошлое. Нет. Они продолжают свою жизнь. То, что когда-то было обыденным явлением, теперь стало чем-то из ряда вон. Не каждый сегодня решит покупать пленку стоимостью более 1000 рублей, и где всего 36 кадров, чтобы запечатлеть какое-то событие или сделать портрет.
Автор фотографий Никита Нечипоренко и сам считает, что снимать на пленку – сложно, дорого и неудобно:
Это влечет за собой массу рисков, ведь, о любых проблемах с камерой/фотопленкой ты узнаешь только после проявки катушки. Да и невероятные «пленочные» цвета в соцсетях вряд ли кто-то сможет рассмотреть. Аналоговая фотография – это про расстановку приоритетов. Что ты сфотографируешь, имея в запасе всего 36 кадров? А еще – это про память. Страницу в условном ВК взломают, жесткий диск сгорит, телефон разобьется. А проявленный негатив, скорее всего, так и будет валяться где-то на твоей полке.
Стиль представленных на выставке работ напоминает об ушедшей эпохе. Снимки делаются сегодня, печатаются тоже сегодня, но ощущение от них такое, словно они были сделаны два десятилетия назад. Особенности фокусировки, цвета, сюжет переносят нас назад во времени. Обычный сюжет, запечатленный на пленке, приобретает особую атмосферу и смотрится совсем по-другому, чем если бы его мы сделали на цифровой фотоаппарат или камеру телефона. Несколько портретов, городская архитектура, сюжетная съемка – все это объединено необыкновенной атмосферой аналоговой фотографии. Кажется, что очутился на выставке ретро-фотографий, но присмотревшись, понимаешь, что снимки зафиксировали сегодняшний день. Вот тут-то начинается магия.
Многие фотографы придумывают необычные сюжеты, ракурсы модели, вкладывают огромные средства в технику, и все равно их работы остаются всего лишь правильно технически и композиционно выполненными. Совсем другие дело – пленка. С технической точки зрения в кадрах может быть много ошибок с фокусом, ракурсом, выдержкой экспозиции, и тем не менее эти работы необычайно притягательны. У фотографа было только 36 кадров, и каждый он использовал с максимальной отдачей.
ТЕСКТ и ФОТО: Владислав Ходаковский