Константин Ашифин о значительном снижении налоговых доходов в Воронеже
Мнение депутата Воронежской Гордумы (КПРФ)
Почему Воронеж опять еле сводит концы с концами?
Вчера на заседании бюджетной комиссии обсуждали рухнувшие с начала года доходы городского бюджета. Виной тому нововведение из федерального центра – единый налоговый счет (ЕНС). Раньше предприниматели заполняли множество платежных документов с разными реквизитами. Теперь есть универсальные реквизиты для всех налогов. Они собираются как бы в общий котел, а уж само государство распределяет средства по налогам и бюджетам. Плюс вводится и единая дата платежа – 28-е число каждого месяца.
Сразу вспоминается незабвенная фраза Черномырдина про «хотели как лучше». Давайте разбираться, что же получилось.
В ситуации есть несколько сторон. Первая – федеральный центр.
Итак, федеральный центр декларировал: бизнесу станет проще. Вместо множества платежек будет одна. Система станет лучше и прозрачнее. Но сразу после внедрения, уже в январе, федеральный бюджет «уехал» в минус на 349 млрд. Этот «минус» – технический. Позже он был компенсирован. Но в моменте создает значительные кассовые разрывы.
К концу февраля в Совете Федерации осознали, что проблема усугубляется. Стало очевидно, что деньги до местных бюджетов доходят с большими задержками. Чтобы покрывать образовавшиеся дефициты выделили 1,7 трлн казначейских кредитов. Но, поскольку проблема повсеместная, этих денег не хватает.
Вторая сторона – предприниматели.
Год для них начался с того, что у всех образовалось отрицательное сальдо. Бухгалтеры не могли разобраться в нововведениях. Налоговая тоже мало что могла пояснить. Сведения из личного кабинета ФНС были неактуальными. Стало невозможно получить справку об отсутствии задолженности. Вместо стабильных и понятных правил игры, бизнес получил очередные «непонятки». Как-будто в последний год и без того не хватало факторов, к которым надо было срочно адаптироваться.
Третья, пострадавшая, сторона – это муниципальные бюджеты, в том числе бюджет Воронежа.
Все последние годы мэр занимался стабилизированием ситуации. Мы отказались от кредитов, на обслуживание которых раньше шли сотни миллионов рублей. Появились деньги на финансирование инфраструктуры. И тут такой удар.
НДФЛ теперь не поступает напрямую в городской бюджет, а это один из основных источников дохода. По всей стране тысячи муниципалитетов осталось вообще без копейки. Воронеж сводит концы с концами только благодаря 800 млн рублей остатка с прошлого года. Также пришлось залезть в субсидии дорожного фонда. Иначе город начал бы задерживать свои обязательные платежи, нечем было бы даже платить зарплаты.
Город ставят почти в безвыходное положение – опять влезать в кредиты и платить по ним проценты, чтобы закрыть кассовые разрывы.
Насколько я понимаю, сейчас в федеральном центре не хотят признавать провал инициативы с ЕНС. Вместо того чтобы работать с законодательством, выравнивание поломанной системы хотят скинуть на межбюджетные отношения. Я уверен, что ситуация требует срочных действий. По крайней мере НДФЛ нужно исключить из единого налогового счета. Иначе есть риск телепортироваться в девяностые и вспомнить, что это такое – задержка зарплат бюджетникам.
Источник: телеграм-канал Константина Ашифина
Контекст: в начале года муниципалитет столкнулся с проблемой значительного снижения налоговых доходов относительно прошлого года – на 729 млн рублей, то есть, на одну треть.