Спор об иерархии в «Единой России» произошёл в суде по делу Романа Жогова
Кто на кого в воронежском реготделении партии власти может давить?
Заседание по громкому делу депутата Воронежской гордумы, политтехнолога региональной ЕР Романа Жогова состоялось в Центральном райсуде 19 февраля.
Дело громкое из-за статьи – мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ, до 10 лет лишения свободы). По версии следствия, Роман Жогов совершил преступление путём получения денег от экс-первого-вице-спикера Воргордумы Александра Провоторова, на предприятие которого – Воронежский опытно-механический завод – фиктивно трудоустроили жену Жогова под предлогом финансирования реготделения ЕР. За 10 лет, с ноября 2010 по май 2020 года, Жоговы незаконно получили от Провоторова 2 млн 386 тысяч рублей.
– Суд разбирает дело фактически по нашему личному вопросу, а пришёл полный зал политических обозревателей, – отметил противоречивость ситуации потерпевший Провоторов, когда судья ушла совещаться относительно ходатайства адвокатов Жогова.
Сторона защиты попросила разрешить Роману Жогову посещать заседания в Думе, так как это «сейчас его единственный источник дохода». Прокурор выступила против, ибо Дума, по её мнению, кишит свидетелями по уголовному делу.
Свидетелями чего именно? Как будет сказано позже входе допроса Александра Провоторова адвокатом Олесей Алимкиной, по вашему заявлению человек обвиняется в тяжком преступлении, а в деле только ваше заявление и ваши же показания. И никто адвокату не возразил.
Так какого преступления свидетели сидят сейчас в Воронежской гордуме? И почему, в самом деле, на суд ходят политические обозреватели Воронежа?
Разумеется, из-за политической подоплёки дела. Так пока судья Валентина Парадовская была в совещательной комнате, подсудимый и потерпевший много выразили иносказательного по общему делу. Причём, практически сразу пришли к единому мнению, что оба пострадали от некой «третьей силы». Журналист уточнил: от какой конкретно?
– Могу сказать философски: горе от ума происходит либо от его отсутствия, – выдал свою версию Александр Провоторов.
– Кому-то очень захотелось, – ответил, подумав, Роман Жогов.
Ранее в Ленинском райсуде подсудимый был более откровенным. Тогда он, правда, ещё сидел в СИЗО. И из-за решётки делал заявления, что его «заказал кто-то из могущественного клана Воронежа», который СМИ тотчас расшифровали как «строительный». Это обстоятельство роднит уголовное дело депутата и главы фракции ЕР в гордуме с приостановленным статусом Жогова и бывшего строительного вице-мэра Бавыкина, погоревшего на мошенничестве на выборах и сдающего сейчас в суде всю систему фальсификаций в Воронеже.
Примечательно, что Александр Провоторов также успел отметиться в мошенничестве на выборах: получил 2 года за «обман» или мандат под ключ для однопартийца Александра Жукова, заплатившего Провоторову 1 млн рублей. Некоторое время Роман Жогов и Александр Провоторов содержались в одном СИЗО. Потерпевший даже разносил пищу нынешнему подсудимому.
– Я же тебя кормил! – в шутку напомнил Провоторов Жогову вчера.
Далее оба бывших статусных воргордумцев публично и пришли к выводу, что они оба пострадали.
– Не спрашивай «за что?», спрашивай – «для чего?», – изрёк Провоторов приобретённую в последние годы мудрость, и Жогов с ним согласился.
На длительном допросе Провоторова (после того, как суд отказал в ходатайстве защите) ходили вокруг да около одного вопроса: в чём конкретно заключалось мошенничество Жогова?
Обвинению в деле как будто всё ясно. Прокурор попросила перечислить, какие посты занимал подсудимый. И то, что Жогов был замом в региональной ЕР самого Владимира Нетёсова (ныне начальника избирательного штаба Путина), а также советником губернатора Воронежской области, ставило, по версии обвинения, Провоторова в зависимость от находящегося на высшей ступени партийной иерархии коллеги.
Представители защиты пыталась выяснить, а была ли зависимость?
Провоторов заявил, что согласился платить деньги, так как решил, что Жогов поможет ему в этом случае в партийной карьере. А в противном случае – навредит. Но при этом признался, что лично Жогов не обещал и не угрожал, это у Провоторова создалось такое впечатление. Он даже сообщил, что находился в «морально-психологической зависимости» от Жогова, жене которого 10 лет выплачивал зарплату, которая, как думал Провоторов, шла в Фонд поддержки воронежской ЕР.
Но «через несколько лет» (точно Провоторов не помнит) потерпевший обнаружил, что деньги в Фонд партии не идут. Но продолжал платить. А много позже, уже будучи в СИЗО по делу Жукова, написал заявление на Жогова.
Как Провоторов узнал, что деньги не идут партии? Может быть, неплательщиков пропесочивали на партийных собраниях?
Нет, Провоторов ответил, что на заседаниях фракции в гордуме просто звучало «Кто не платит, тот знает». И все сразу исправлялись, хотя формально взносы в Фонд поддержки ЕР были добровольными.
– Кто возглавлял этот Фонд ЕР? – поинтересовалась защита Жогова.
– В разные годы Ходырев, Пинигин, Клецов, – ответил Провоторов.
Вадим Клецов (бенефициар «Фенко») – заместитель Жогова по фракции ЕР, на время судебного разбирательства исполняет полномочия руководителя фракции, к которой так не терпелось вернуться Жогову. Также депутат Клецов – бывший потерпевший по делу Бавыкина, платил за выборы-2020, ибо, по версии следствия, не хотел ссориться с грозным тандемом Бавыкина и Васьковой.
Алексей Пинигин отправился в колонию за мошенничество, ему назначено 2 года колонии общего режима со штрафом 300 тысяч рублей за обман на 9 млн рублей компании-подрядчика при строительстве школы в Грибановском районе. Пинигин был преемником Провоторова по вице-спикерству в Гордуме.
Из всех перечисленных только спикер Владимир Ходырев в уголовным делах замешан пока не был.
– Ваша фамилия как злостного неплательщика звучала из уст Ходырева? – спрашивала Провоторова защита. – Нет? А вы не подпускаете, что претензий не было, потому что платежи шли?
Как видится, в реальной иерархии «Единой России» в Воронеже именно Владимир Ходырев занимает верховное место. Почти как Владимир Нетёсов – в региональной ЕР.
Как ранее писали те самые политические обозреватели, на наличие которых в суде обратил внимание Провоторов, Роман Жогов претендовал в Гордуме на место Ходырева по заданию лидера региональной ЕР и спикера облдумы Нетёсова. Потому что Ходырева по состоянию здоровья давно провожают на покой, а он всё не уходит.
К слову, Владимир Ходырев ещё известен как один из лидеров строительного клана в Воронеже. Но мы не можем утверждать, что Жогов намекал именно на него. В Воргордуме также плотно обосновался и могучий ДСК, у которого свои планы насчёт поста председателя.
ТЕКСТ: Виктор Лиходзиевский
ФОТО: Воронежская городская Дума, Виктор Лиходзиевский