Легенда спорта Дмитрий Саутин: в пятьдесят лет жизнь только начинается
Каждому, кто хоть чуть-чуть интересуется спортом, не стоит объяснять, кто такой Дмитрий Саутин. Многие годы его нельзя было перепрыгнуть в прямом смысле слова. Это не могли сделать ни китайцы, ни американцы, ни французы с немцами. Он был велик и неповторим в своем величии. Дмитрий Иванович согласился ответить на вопросы редакции.
Участник пяти (!) Олимпиад. Двукратный олимпийский чемпион на вышке, единственный из прыгунов в воду обладатель восьми (!) олимпийских медалей. 5-кратный чемпион мира, 11-кратный чемпион Европы. Первый прыгун в мире, получивший за прыжок более 100 баллов. Конечно, Заслуженный мастер спорта. А еще лучший прыгун в воду ХХ века. Да, Почётный гражданин Воронежа 2001 года. Депутат Воронежской областной и Государственной Дум. Первый вице-президент Российской федерации прыжков в воду. Мало? Для 50-ти лет, которые Дмитрий Саутин отметил 15 марта, – более чем. Ещё многодетный отец троих детей, один из которых уже собирает награды российских соревнований по прыжкам в воду.
— Дмитрий Иванович, во-первых, с юбилеем вас! Что для вас 50 лет?
— Никогда не задумывался об этом. Не зря говорят, что человеку столько лет, на сколько он себя ощущает. Я на полтинник себя никак не чувствую. Наверное, в 50 лет жизнь только начинается.
— А что у вас началось в январе на «Аллее Славы» в Москве?
— Ну, это была совсем другая история. Сама «Аллея» открылась 6 декабря прошлого года чествованием представителей боевых искусств, зимних видов спорта, стрельбы, фехтования. 19 января пришла очередь «водников». Приятно, что обо мне вспомнили. Я привез в стелу свои олимпийские медали. Люди должны знать своих героев не только в лицо.
— Это как-то похоже на памятник.
— Это просто дань уважения и признания за то, что я смог сделать для отечественного спорта. Памятник мне поставят, надеюсь, позже. И, конечно, пять Олимпиад навсегда останутся в памяти. Первая победа – это словно полёт в космос. Когда ты стоишь на пьедестале, и в твою честь звучит Гимн России, ради этого, поверьте, стоит жить и отдавать годы тренировкам.
— Слышал, на соревнованиях высокого уровня с вами происходили забавными истории.
— Было дело. Первый «прикол» произошел в Австрии в 1986 году. Уже не помню, что это были за соревнования и как я туда попал. Но мне было всего 12 лет, а в них принимал участие великий американский прыгун Грег Луганис. И эта «живая легенда» подарила 12-летнему воронежскому пацану свою тряпочку, которой он вытирался после душа. Храню её до сих пор. Вторая «фишка» произошла в Барселоне на Олимпиаде 1992 года. Я чуть было не проспал начало соревнований. Ко мне в номер забежал наш Валера Стеценко. Собирайся, мол, быстрее, уже отъезжаем. В итоге я забыл плавки, которые сушились в ванной комнате. И что делать? Выручил мой хороший знакомый мексиканец Фернандо Платас. В них я завоевал свою первую олимпийскую медаль, а Фернандо стал тогда 17-м. Вечером пришел их ему возвращать – не взял. «Они принесли тебе удачу. Пусть и дальше удача живёт с тобой». Они до сих пор у меня дома. Как открою музей, о котором думаю уже много лет, обязательно выставлю их там.
— Дмитрий, вы пришли в бассейн, не умея плавать. Так с чего всё началось?
— Тренер Татьяна Александровна Стародубцева пришла к нам в школу на урок физкультуры в 1981-м году и отобрала нескольких мальчишек. В том числе и меня. Чем уж я ей приглянулся – не знаю. Разве только тем, что смог несколько раз подтянуться на «шведской стенке». За месяц плавать научился. Сначала прыгал «солдатиком» с тумбочки. Потом с метрового трамплина. Вскоре мы перешли в шикарный бассейн на Набережной, и я как-то сразу оказался на 10-метровой вышке.
— И почти сразу бросили это дело…
— Была неприятная ситуация. На трехметровом трамплине я делал два с половиной оборота назад и плашмя ударился об воду. Возникли проблемы со спиной. Я ушёл и через некоторое время занялся акробатикой. Хватило меня на месяц. Татьяна Александровна пришла к нам домой и убедила вернуться. Я вернулся и уже вскоре попал в юношескую сборную СССР.
— Знаю, что Татьяна и Геннадий Стародубцевы стали для вас чуть ли не вторыми родителями.
— Можно и так сказать. Они сделали меня таким, какой я есть, каким я был все эти годы. Не будь их в моей жизни, думаю, меня бы ждала тернистая дорога в никуда. Они научили меня любить жизнь, вкладывать в нее всего себя, чтобы затем получать дивиденды. Они научили меня любить Россию и быть патриотом своей страны. У меня ведь было очень выгодное приглашение из Англии. И выступать за них, и тренировать. Нет, ребята-демократы, только чай.
— Дмитрий, а что для вас политика?
— Это желание сделать нашу жизнь хоть немного лучше. Это желание по мере возможности помочь детям, которые хотят заниматься спортом. Меня интересовала и интересует только социальная сторона вопроса, но никак не финансовая. Я достаточно обеспеченный человек, чтобы не обирать детей и пенсионеров.
— Насколько большое место в вашей жизни занимает семья?
— Семья – это все! Все, ради чего я живу. Стоять на пьедестале – это, конечно, здорово и престижно. Но стоять под окнами роддома – это совсем другие эмоции. Я трижды оказывался в таких ситуациях. Каждая из них много важней всех олимпийских наград.
— Давайте будем знакомиться.
— Давайте. Сыновья Иван 2008 года рождения и Матвей – 2011. Дочь Анастасия 2018 года рождения. Сыновья подхватили «эстафетную палочку», оба прыгают. Тренируются у моего друга Николая Дрожжина. Уже добиваются определенных успехов. Есть небольшие проблемы у Ивана. Он растет, как на дрожжах. Уже 180 сантиметров, что для прыжков в воду сродни катастрофе. Я ему говорю, чтобы прекратил расти, а он не слушается.
— А Настя?
— Настя пока меленькая. Посмотрим, как карта ляжет. Захочет прийти в бассейн, я ей помогу.
— Дмитрий, мы как-то забыли о жене.
— Ну, я-то о ней помню. Но говорить… Зачем? Главное, что она меня любит, что она подарила мне трёх замечательных детей. Это самое важное.
ТЕКСТ: Андрей Лепендин
ФОТО: championat.ru, olympic-history.ru, Виталий Гаркуша / tv-gubernia.ru