Следствие убедилось в непричастности Петра Семёнова к хищению 18 гектаров в Воронеже
За родственниками покойного учредителя компании «Воронеж-Дом» признали право на реабилитацию
В ходе предварительного следствия не нашлось достаточных доказательств, дающих основание для предъявления Петру Семёнову обвинения в мошенничестве и привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу. Напротив, выяснились обстоятельства, подтверждающие его непричастность к преступлению.
Уголовное дело в отношении бывшего депутата областной Думы, учредителя и руководителя фирмы «Воронеж-Дом» Петра Семёнова ГСУ ГУ МВД России по Воронежской области возбудило в августе 2023 года. Петра Ивановича, который скончался 15 марта 2021 года, заподозрили в совершении преступления в 2004 году – приобретении путём обмана в собственность ЗАО «Воронеж-Дом» земельного участка стоимостью свыше 800 млн рублей, в результате чего администрации Воронежа был нанесён материальный ущерб в особо крупном размере. Дело в отношении Петра Семёнова прекратили 24 мая 2024 года. Несмотря на то, что правоохранители считают обстоятельства приобретения компанией «Воронеж-Дом» права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Покровская, д. 18а, спорными, достаточных доказательств причастности подозреваемого Петра Семёнова к совершению преступления следствие не получило.
Из постановления:
Следствие приходит к выводу, что в действиях подозреваемого Семенова П. И. отсутствует необходимая совокупность признаков состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, в связи с чем уголовное преследование последнего подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ – в связи с непричастностью подозреваемого к совершению преступления.
В 1995 году Пётр Семёнов обратился в администрацию Воронежа с заявлением о выделении АОЗТ «Воронеж-Дом» земельного участка для проектирования и строительства малоэтажной застройки из земель бывшего колхоза «Подгорное». Ему предоставили в аренду сроком на 10 лет, то есть до 28 июня 2005 года, участок площадью 18 гектаров в Северном жилом районе (г. Воронеж, микрорайон Подгорное, ул. Покровская, д. 18а). Ранее АОЗТ «Подгорное» имело право на бессрочное пользование этим участком.
Согласно версии следователя, возбудившего дело, Пётр Семёнов принял ряд последовательных действий для хищения участка в Подгорном, для чего «использовал в своих корыстных целях особенности арбитражного процесса». В 2004 году Арбитражный суд Воронежской области удовлетворил исковые требования ЗАО «Воронеж-Дом» и признал право собственности на участок за этой компанией. Что интересно, решение принималось в отсутствие возражений и от общества «Подгорное», и от администрации Рамонского района, выступившей в деле третьей стороной.
Если Пётр Иванович к преступлению не причастен, как в итоге резюмировали в МВД, стало быть, и судебный иск был направлен не с целью хищения недвижимости. Тогда для чего?
Земельный участок изъяли у АОЗТ «Подгорное» для передачи АОЗТ «Воронеж-Дом» согласно постановлению главы администрации Воронежа Александра Цапина в 1995 году. Земли принадлежали ЗАО «Подгорное», на основании свидетельства о праве собственности, выданном в 1992 году. Тогда ещё не был принят Гражданский кодекс РФ, и формально действовали законы СССР, которые не признавали права собственности на землю. Однако уже сложились новые правоотношения, и в дальнейшем суды признавали их исходя из фактических обстоятельств событий.
Вероятно, Пётр Семёнов обратился в Арбитражный суд именно для того, чтобы государство признало юридическим фактом сложившиеся в действительности правоотношения. И в то время законность вынесенного судьёй решения под сомнение никем не ставилась.
Также в постановлении о возбуждении уголовного дела следователь отметил: в суд были представлены документы, которые на самом деле не могли обосновать вынесенное судом соответствующее решение. Речь идёт о договоре между ЗАО «Воронеж-Дом» и ЗАО «Подгорное». По версии следствия, Пётр Семёнов выдал договор, по которому АО «Подгорное» передаёт участок земли «Воронеж-Дому» согласно постановлению горадминистрации, за договор купли-продажи. Однако в документе именно это и написано: в п. 1 «Предмет договора» содержатся следующие положения: «АО «Подгорное» передаёт участок земли согласно постановлению Главы администрации города Воронежа № 540 от 28 июня 1995 г.» (п. 1.1.) Далее, «АОЗТ «Воронеж-Дом» обязуется возместить убытки согласно расчета АО «Подгорное» за участок, передаваемый под строительство» (п. 1.2). «Стоимость потерь сельскохозяйственного производства в связи с отводом земель составляет 798216 тысяч рублей» (п. 1.1.)». Видимо, на этом основании и было вынесено судебное решение, закрепившее право собственности за компанией «Воронеж-Дом». Кроме того, в связи с истечением срока хранения уже уничтожено дело в Арбитражном суде Воронежской области, в связи с чем невозможно в полной мере понять, на каких же именно документах основывал суд итоговое решение.
Важная деталь: в ходе следствия родственники Семёнова отказались от прекращения уголовного дела в связи с истечением срока давности и в связи со смертью подозреваемого, то есть по не реабилитирующим основаниям, поскольку твёрдо уверены: Пётр Иванович преступления не совершал, и «Воронеж-Дом» стал собственником участка на законных основаниях. По окончании следствия за вдовой и детьми Петра Семёнова признали право на реабилитацию и возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием.
ФОТО: Воронежская областная Дума