СоциумСпецпроект

Алексей Джиянов: «Каратэ – не драка, это философия спорта»

Мастер каратэ рассказал о приоритетах в подготовке юных спортсменов

Каратэ – настолько многообразный вид спорта, что даже те, кто посвятил ему всю жизнь, признают, что знать о нём всё невозможно. Воронежское каратэ пользуется в России большим авторитетом. Мы беседовали с лучшим в истории воронежским каратистом, а сейчас тренером воронежской сборной, чемпионом Европы по стилевому каратэ, многократным чемпионом и призёром чемпионатов России Алексеем Джияновым.

Мастер спорта международного класса Алексей Джиянов также является основателем и директором гремящего на всю Россию Центра спортивного каратэ «Ирбис», первым вице-президентом Федерации каратэ Воронежской области и тренером Федерации каратэ Воронежской области.

— Алексей, не могу не спросить: какая победа была самой запоминающейся в вашем богатом послужном списке? Чемпионат Европы?

— Нет. Там все было закономерно, и я к ней готовился. Самой яркой была серебряная встреча на Кубке России в Губкине, который проходил под патронажем авторитетной международной организации каратэ «Кобэ Осака». Создал ее ирландец Томми Моррис, который долгие годы жил в Японии и внёс огромный вклад в развитие каратэ. Сейчас «Кобэ Осака» является важным партнёром Международной федерации каратэ. Теперь о себе. Я приехал в Губкин после тяжёлой травмы левой ноги. Врачи запретили не то что тренироваться, но и ходить советовали как можно меньше. Хотел просто посмотреть, побелеть за своих мальчишек. А тут друг вдруг предложил на спор – кто лучше выступит. Я не привык ни перед кем пасовать. Хотя у меня даже экипировки с собой не было. Спасибо, выручили партнеры. В итоге мой оппонент даже не вышел на татами, а я занял второе место. Провёл шесть боёв и уступил только в финале. Но это был ад. В решающем поединке я боролся уже не с соперником, а только с собой. Думал, сдохну прямо на ковре – сил не было никаких. Каратэ требует серьёзной подготовки к любым соревнованиям, чего у меня не было, поскольку я не планировал в них участвовать. У нас в то время подрастала талантливая молодёжь, которой нужно было дать дорогу в спортивную жизнь. И ребята в итоге не подвели. А уже старый по спортивным меркам Джиянов активно занялся тренерской работой.

— Вы получили «международника» в 18 лет. Это нормально или очень почётно?

— Ни то, ни другое. Я тогда вообще не гнался за званиями, а хотел получать удовольствие и побеждать в каждом бою. Если ты не получаешь удовольствия от того, чем занимаешься, то лучше иди подметай улицы. В спорте от тебя без настроя на победу всё равно толку не будет.

 

Алексей джиянов

— Почему после дебюта на Олимпиаде в Токио каратэ убрали из олимпийской программы?

— Это очень непростая история. Каратэ долго стучалось в олимпийскую дверь – бесполезно. Президент Международной федерации господин Антонио Эспиноз сделал предвыборный жест, пообещав включить каратэ в олимпийскую семью. Свое обещание выполнил, но во многом благодаря японцам. Ведь для них каратэ – это религия. Как хозяева предстоящей Олимпиады они имели право внести какие-то виды из шорт-листа сразу в программу Игр, что они и сделали. Вот только мы об этом узнали последними и очень поздно, что не позволило российским спортсменам полноценно пройти отборочный цикл. В итоге на Олимпиаду отобралась только очень талантливая Анна Чернышова из Тольятти. Прямо в аэропорту у всех брали анализ на ковид, который у Ани и обнаружили. Всю Олимпиаду она смотрела по телевизору из номера гостиницы. Как под домашним арестом. Была тогда у нас и толковая девочка Александра Лиджиева. Но здесь случилась своя недепость. Стандарты мировых и олимпийских весовых категорий разнятся. Саша выступает в категории до 50 килограммов, а на Олимпиаде самая легкая – до 55 килограммов. Мы попробовали съездить на один отбор в этой категории, но антропометрические данные, несмотря на небольшую разницу в весе, это небо и земля. В каратэ это имеет очень большое значение. От дальнейших битв мы отказались из-за их бесперспективности, но Саша по-прежнему является членом сборной команды Воронежской области и тренером клуба «Ирбис».

— Кого бы ещё из воронежских спортсменов вы могли бы выделить?

— У нас много хороших мальчиков и девочек, которые побеждают на юношеских соревнованиях. Но выигрывать по детям это не значит вырасти в большого спортсмена. Каратэ – это ежедневная тяжёлая работа. Чем спортсмен старше, тем она тяжелее. Кто этот путь сможет пройти, тот и будет на вершине славы. Сейчас я могу отметить двух девушек. Ксения Шишова и Виктория Будникова родом не из Воронежа, но уже много лет тренируются здесь. У девочек много различных наград по разным возрастам. Будникова даже является победительницей молодёжного Кубка мира в Хорватии. Думаю, из них получатся большие спортсмены.

 

Алексей джиянов

— Перейдём к истории самого каратэ.

— Вы знаете, эту историю можно писать томами. Она уходит корнями в средние века, и никто даже толком не знает, кто, когда и где придумал каратэ. Многие считают основателем каратэ японца Фуканоши, который родился и жил на острове Окинава. Тогда это была спорная территория между Японией и Китаем и переходила от страны к стране. Многие постигали азы мастерства каратэ именно в Китае. В том числе и мастера Гоген и Итосу, у которых учился Фуканоши. Так что основателем он быть никак не может. Систематизировал каратэ как дисциплину – да. Ввел градацию поясов кю и дан – да. Был прекрасным менеджером и организатором – без сомнения. Именно благодаря его настойчивости каратэ стали культивировать в японских школах и вузах. Интересно, что его сын подхватил эстафету отца и стал реформатором дисциплины ката – бой с условным противником.

— Алексей, каратэ переводится как «пустая рука», каратэ-до как «путь пустой руки». Можете объяснить?

— Мы же говорим, что это не уличная драка, и даже, наверное, не спорт. Это философия, в которой всегда присутствуют образы. Одни говорят: «Сосуд должен быть пустым, чтобы в него можно было что-нибудь налить». Другие вспоминают коварство тигра: «Твоя пустота должна быть такой, чтобы даже тигру не за что было зацепиться своим клыком». Пустая рука – это то, что ты всегда должен наполнить и осчастливить кого-то.

— Поговорим о Центре спортивного каратэ «Ирбис», который вы основали и которым по сей день руководите.

— «Ирбис» –это флагман воронежского каратэ. Да, я его основал при поддержке своей мамы Нины Михайловны. Мы на пару и являемся его учредителями. Это спорт, это дети, это каратэ с его философией и дисциплиной. Поначалу мы замахнулись даже на российский уровень. Но поняли, что ни организационно, ни финансово не потянем этот уровень. Решили сконцентрироваться на нашем регионе. Сегодня у нас 10 отделений в области, планируем открыть ещё два. У нас работают 13 тренеров, имеющих большой спортивный опыт. Кстати, мы стали единственной организацией, которая, получив ранд более десяти лет назад, до сих пор принимает на занятия младших и средних дошкольников и проводит для них занятия ОФП. Большинство из них остаются в «Ирбисе». Многие сейчас уже выросли и добиваются хороших результатов. Мы во главу угла ставим системность подготовки. Спорт требует постепенного восхождения на вершину. Нельзя требовать мирового рекорда от того, кто первый раз вышел не беговую дорожку. Кроме того, для нас очень важно, чтобы наши воспитанники людьми выросли хорошими. Подняться на пьедестал – это, конечно, важно, но перевести бабушку через дорогу иногда намного важнее.

— Вас радуют результаты ваших воспитанников?

— Если говорить в целом, то да. Если говорить о моих эмоциях, то они с годами стали другими. Раньше безумно радовался каждой победе. Сейчас я могу планировать результат и знаю, чего от кого ждать. Если что-то случается не так, я опять же знаю, где была допущена ошибка и что делать дальше. Но мы не загоняем ребят, ставим во главу угла их здоровье. Нельзя делать из детей инвалидов даже во имя медалей. Они того не стоят.

— Алексей, мы долгие годы были коллегами. Как в одном человеке уживались две столь разные стихии: профессиональное каратэ и работа редактора на телевидении?

— Стихии пытались договариваться между собой, и им это удавалось. Страдал только мой сон, на который не оставалось времени. Получалось совмещать, поскольку оба занятия являются творческими. А я люблю творить, люблю дарить радость людям. Мне это нравилось. Тогда. Это сейчас телевидение превратилось во вторсырьё. Когда нет живого общения со зрителем, когда даже новости идут в записи. В жизни нет дублей. Не должно быть их и у тех, кто об этой жизни рассказывает.

— На закуску пожелайте себе чего-нибудь хорошего.

— Серьёзный вопрос. Желания работать? Оно есть. Трудолюбия, которое отличает профессионала от дилетанта? С этим тоже всё в порядке. Главное, не унывать и идти по жизни маршем. Не путать чёрные и белые полосы, чтобы не попасть впросак. Быть в хорошем расположении духа, чтобы принимать правильные решения и уверенно идти своей дорогой. К победам!

ТЕКСТ: Андрей Лепендин

ФОТО: Центр спортивного каратэ «Ирбис»

ПОДЕЛИТЬСЯ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button