Культура

Чёрно-белая выставка концептуальной фотографии открылась в Воронеже

Автор исследует феномен телесности в современном контексте

Открытие персональной фотовыставки Ники Колесниковой состоялось в Доме архитектора 10 декабря. Экспозиция затрагивает идею ощущения своего тела в рамках текущих реалий и предлагает человеку взглянуть на себя как на пространство для поиска смыслов в меняющемся мире.

 

Фотография позволяет нам запечатлеть красоту окружающего мира, важные моменты, сохранить связь с прошлым, а руками профессионала – создать уникальные кадры, в которых будут спрятаны эмоции, трогательные сцены и целые истории. С помощью нескольких кадров можно воплотить в реальность самые сложные и глубокие идеи.

Ника Колесникова задаётся вопросами: «Что мы знаем о своем теле?», «Как осмысляем его границы и возможности?», «Кто такой автор, и что такое возможности?», и в рамках своей персональной выставки предпринимает попытки ответить на них.

Как говорит сама автор, она исследует феномен телесности в современном контексте, рассматривая тело как медиум восприятия, самовыражения и взаимодействия с миром. В этом ей помогает богатый личный и профессиональный опыт, наблюдение и эксперименты.

Несмотря на монохромное исполнение, перед публикой предстала уникальная минималистичная выставка, которая включила три фотопроекта и две авторские инсталляции. К одной из них гостям предложили приложить руку, став тем самым соавторами объекта творчества Ники. На проекты экспозицию разделил необычный и грамотный монтаж.

Заглавным можно считать «Дом Ники», в рамках которого фотохудожница осмысляет понятие «дом» через ритуалы, предметы, людей, абстрактные формы и окружающее пространство. Серия создавалась в течение года, а триггером послужили частые переезды девушки.

Следующий проект – «Такт». Автор создала серию работ, в которой изобразила разные части своего тела, превратив их в символы красоты. Фотографии выполнены в нарочито «наукоподобном» стиле, призванном подчеркнуть суть их идеи. Ника комментирует:

В современном искусстве тело перестаёт быть лишь объектом изображения или изучения, оно становится активным участником коммуникации, способным передавать воспоминания, эмоции и нарративы, которые невозможно выразить словами.

В отдельный блок фотограф выделила серию с названием «ДНК». Наблюдая в лесу за ветвями, автор заметила уникальность форм каждой из них. Так пришла идея сплести природу с не менее уникальным человеческим телом. Подчеркнуть неразрывную связь этих одушевлённых явлений через схожесть фактур кожи и коры, продолговатых частей тела и ветвей… Рассказать зрителю историю о важности их взаимосвязи и взаимодействий.

Логически завершает экспозицию инсталляция «Омут», раскрывающая, по словам автора, возможности нашего физического тела. В интервью с Никой мы узнали подробнее, какой смысл она вложила в свою работу.

— Для начала, пожалуйста, расскажите немного о своем творческом пути, как вы пришли к фотографии?

— Фотографией я занимаюсь уже 15 лет, ровно половину своей жизни. Это не только моё хобби и способ самовыражения, но и основной профессиональный вид деятельности. Конкретно к концептуальному направлению в творчестве я пришла примерно 4 года назад, когда поняла, что мне не хватает средств для воплощения своих идей. Захотелось сделать фотографию своим языком. Демонстрировать свои мысли и своё видение мира через этот вид искусства. Можно сказать, что в каком-то смысле это моя философия. Мой визуальный язык.

— А вы обучались этому?

— Пятнадцать лет назад, когда начинала свой творческий путь, к сожалению, не обучали тому направлению, которое было мне интересно. А на данный момент я прохожу курс «Опыты современной фотографии» в одной из ведущих фотошкол «Докдокдок». Это мне необходимо для того, чтобы профессионально владеть навыками концептуальной фотографии.

— А что же это всё-таки такое – концептуальная фотография?

— Концептуальная фотография и в целом концептуальное искусство – то, в котором главенствующую роль играет идея, иными словами «концепция», а форма второстепенна. В моей сфере творчества, к примеру, красивый портрет, пейзаж, натюрморт не имеют как таковой концепции, они привлекательны ровно настолько, насколько привлекательно то, что на них изображено. Концептуальная же фотография помогает взглянуть на объект шире, она как бы выходит извне визуального образа. То есть, мысль первична.

— Ваша экспозиция разделена на блоки, некие разделы. Расскажите, по какому принципу они сформированы?

— Конечно. Мой флагманский проект – это «Дом Ники». Я снимала его в течение года. А родился он в результате долгих поисков и рефлексии, потому что за последние 10 лет я переезжала 9 раз. С одной стороны получается, что у меня словно нет дома. Но с другой же, я не могу сказать, что, пребывая в том или ином месте, я не ощущала себя дома. Везде, где бы ни была, назначала для себя какое-то теплое, родное, уютное место, которое одним словом можно назвать «дом». Я стала развивать эту тему и прежде всего решила понять: а что же такое дом для меня. Оказалось, что это странные и порой ненужные предметы, ритуалы, действия, привычки, которыми наполнено Я, и которыми Я наполняю пространство. Но самый главный вывод, который получилось сделать, дом – это и есть я.

— Нас очень заинтересовал необычный объект с чёрными бумажными стикерами. Что это такое? Какой смысл вы вложили с инсталляцию?

— Это «Омут». В нём заложено три глобальных смысла. Во-первых, про некую преемственность. Первые люди, которые будут отрывать эти листочки, не увидят плодов своего труда, но они проложат путь для других. А самые последние оценят результат совместной работы. Преемственность заключается в том, что есть люди, которые живут свою жизнь, трудятся, и, к сожалению, никогда не увидят, к чему это приведёт. Но зато их дети, внуки, может быть коллеги, смогут воспользоваться трудами первых. Во-вторых, про путь автора. Он есть у многих. Но это не о том, что чтобы стать художником им нужно родиться. Или чтобы стать спортсменом нужно, чтобы у тебя ноги были определенной формы. Нет. Путь автора – это многократное повторение того, что ты очень любишь. Совершая простое действие, отрывая стикер, ты приходишь к тому, что становишься соавтором этой работы. И каждый, кто сделает это (оторвет стикер) и заглянет вглубь, увидит там зеркало и в нём – себя. Тоже автора. И в-третьих, про возможности. Чистый лист белой бумаги – стандартная метафора. В моём случае он чёрный. Но это всё та же история «С чего же начать?», «Как воспользоваться своими возможностями?» Поэтому рядом с инсталляцией есть урна и есть маркер. Каждый использует свои возможности так, как посчитает нужным.

— А можно положить в карман?

— Можно и так. Кто-то уже сделал самолётик. Кто-то написал эко-активистское послание. Тем и замечательна работа, что она позволяет людям проявиться самыми интересными способами. Удивительно наблюдать за тем, как плод моего творения продолжает жить в других.

 

Ника Колесникова сделала из своей второй персональной выставки проект, в котором есть место для иронии, рефлексии, воспоминаний и эмоций. Она задаёт вопросы и отвечает на них посредством своего визуального языка – фотографии. Делится личным опытом осмысления жизни и приглашает зрителей прикоснуться к этой изящной, но при этом глубокой теме.

 

ника колесникова

ТЕКСТ и ФОТО: Мария Громова

ПОДЕЛИТЬСЯ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button