РасследованиеСоциум

Поток жалоб в связи с заменой лифтов вынудил воронежское правительство создать спецкомиссию

Комиссия должна разработать регламент работ, чтобы исключить жалобы воронежцев

Тема замены лифтов в Воронежской области за последнее время обросла знатной фактурой. Фонд капитального ремонта МКД региона, ведомство Олега Теплякова, получило большой подарок, когда на федеральном уровне было принято решение отсрочить замену изношенных подъёмников (старше 25 лет) на 5 лет. Теперь крайний срок: 15 февраля 2030 года. Складывается впечатление, что в ранее намеченные даты Олег Тепляков просто не справился бы с имеющимся фронтом. И основная причина этому – не столько большое количество подлежащих замене лифтов, сколько гигантское число проблем, возникающих, когда Фонд совместно с близкими себе подрядчиками берётся за работу. Игнорировать вал жалоб уже не представляется возможным.

Вместо нового лифта – стулья для отдыха на этажах

Одним из главных символов идущей через весь 2024 год эпопеи с обновлением подъёмников стали «места отдыха», которые воронежцы оборудовали в доме на Артамонова, 8а. Издание «Блокнот Воронеж» писало про то, как люди вынуждены выходить из ситуации, созданной нерадивыми подрядчиками:

Высота этой многоэтажки составляет 9 этажей. Менять в ней лифты стали ещё 2 месяца назад. В итоге ничего сделано не было, и собственники квартир вынуждены ходить пешком. В том числе, и на 9 этаж. В свете таких обстоятельств соседи решили пойти на взаимовыручку друг друга. На некоторых этажах граждане поставили стулья, чтобы люди, уставшие от походов по ступенькам, могли бы передохнуть.

Ещё одна яркая, но более экстремальная иллюстрация отношения людей к происходящему в этом сегменте ЖКХ, осталась в памяти прессы (а может, и кого-то из воронежцев) еще с 2023 года. Тогда жительница дома № 14 по улице Лизюкова встретила пришедших менять лифт рабочих с арбалетом. Конечно, её радикальный «месседж» не был связан непосредственно с недовольством в адрес подрядчика относительно установки лифтов, однако кто гарантирует, что лифтёры не станут причиной очередного маленького и беспощадного бунта?

«Дружественные» воронежскому ФКР подрядчики

Всего в Воронежской области с 2023 по 2024 годы установкой лифтов занимались 14 компаний, как официально рассказывал Фонд капремонта. Однако некоторые из них были замечены в затягивании сроков, в допуске нарушений при монтаже и участии в серых схемах, которые позволяли экономить солидные деньги при доставке комплектующих для последующей их установки. По мнению редакции, наиболее проблемными из всех компаний стоит считать две – ООО «Белтранслифт» и AO «Щербинский лифтостроительный завод». По первой организации накопилось особенно много данных, которые стоит озвучить. И мы поделимся информацией в ряде следующих публикаций.

Речь о «Белтранслифте». Вопросы к компании начали появляться ещё в 2020 году, когда выяснилось, что организация использовала схему, при которой товар по пути к покупателю по заниженной стоимости проходил через цепочку аффилированных компаний. Это позволяло существенно уменьшить НДС и налог на прибыль. Для этого производитель лифтов зарегистрировал три юридических лица с одинаковым названием, но разными ИНН. Одно в Москве, второе в Новой Усмани, третье – в квартире на Московском проспекте в Воронеже. Существует предположение, что оборудование «Белтранслифта» попадает в Россию контрабандой, а на якобы заводе компании в Новой Усмани, где и зарегистрировано одно из юрлиц – на все готовенькое просто клеят шильдики с логотипом организации. Но это предположение одного из наших собеседников, правда это или нет, мы не утверждаем и не призываем уважаемого читателя делать выводы.

Жалоб на скорость работы «Белтранслифта» также накопилось немало. Один из ярких примеров – несколько адресов, где сроки вышли 31 октября, однако коллеги из редакции «Время Воронежа» в прошлом году выборочно проехались по ним и зафиксировали, что за несколько дней до дедлайна рабочих на рабочем же месте и след простыл. По этим адресам задержки выявились и в конце декабря, хотя поначалу казалось, будто ФКР признал свои ошибки и честно рассказал, что подрядчику пришлось продлить сроки работ ещё на месяц.

По нашим данным, частым «фигурантом» жалоб на качество и скорость работы является еще одна компания – АО «Щербинский лифтостроительный завод». Из примерно сотни домов Воронежа, где должны были обновить подъёмники представители этой организации, реальный выхлоп составил около 10%. То есть, примерно 90 домов, жителям которых выпала тяжёлая участь «принимать работу» этой компании. Из-за этого и появляется гигантское количество жалоб, которые не получается оставить без внимания не только в регоператоре вносимых воронежцами денег за капремонт, но и на более высоком уровне. Хотя ФКР и министерству ЖКХ всё-таки каким-то образом удается избегать этой темы. Чего нельзя сказать о более серьёзных управленцах области.

И здесь речь уже идёт о вице-губернаторе Сергее Трухачёве. По данным нашей редакции, до него дошла информация по ситуации с реализацией программы замены лифтов. А точнее – дошел вал жалоб, игнорировать которые, по крайне мере, из-за их числа, уже не представляется возможным. За это на одной из крайних планерок в облправительстве и «прилетело» директору ФКР Теплякову. Однако решение проблемы было сформулировано более экстравагантно, чем можно было бы подумать на первый взгляд. Вице-губернатор поставил задачу – свести жалобы людей на замену лифтов к нулю. Ответственным за такую задачу, вопреки логике, сделали не Олега Теплякова, а руководителя Госжилинспекции Дмитрия Соломаху.

Отметим, что понимания того, как «разгребать» свалившиеся трудности у руководства ГЖИ, по мнению наших источников – нет. Вероятно, пока не существует понимания и на более высоких «уровнях». На данный момент всем причастным было поручено создать комиссию и разработать точный регламент работ, чтобы исключить жалобы воронежцев. И как раз курировать эти процессы выпало на долю ГЖИ. Из более предметных требований и идей, которые действительно могут стать полезными – сократить сроки отключения лифтов в процессе замены. Для этого отключать их планируют не одновременно, а в каждом доме по отдельности, непосредственно перед началом работ. Сейчас же, из-за нехватки персонала (или нежелания подрядчиков его набирать) – имеющимся количеством рабочих рук выполнить все обязательства в срок, мягко говоря, проблематично.

На этом «блок» хороших новостей заканчивается. И нам придётся вернуться в суровую реальность. А состоит она в том, что три расторгованных тендера на замену лифтов в 2025 году снова выиграл печально известный воронежско-новоусманский «Белтранслифт». Примечательно, что строительный контроль за организацией почти в 100% случаев осуществляет ООО «Базис», которая настолько «дорожит сотрудничеством» с «Белтранслифтом», что не упускает ни одного шанса. Как иначе объяснить тот факт, что тендеры «Базис» выигрывает за счёт беспощадного (в первую очередь, к самому себе) снижения цены? В некоторых случаях она фактически доходила до нуля.

ТЕКСТ: Анастасия Шарко

ПОДЕЛИТЬСЯ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button