СпецпроектСудебный репортаж

Александр Провоторов вот-вот лишится статуса потерпевшего по делу Романа Жогова

Кто перед кем преклоняет колени в воронежской «Единой России», в который раз выяснял суд

Извилистый путь обвинения депутата Романа Жогова обернулся уроборосом, кусающим самого себя за хвост. Очередное заседание в Центральном районном суде состоялось 31 марта.

После ходатайства защиты подсудимого о возвращении уголовного дела прокурору, заявленного три недели назад, «с процессом стало происходить что-то невообразимое». Так высказался в суде адвокат Жогова Николай Алимкин. Николай Иванович обратился к судье Валентине Парадовской:

Появились заявления о замене потерпевшего вопреки тому, что защита ещё не закончила представлять свои доказательства, появилось оглашение новых документов, то есть фактически суд превратился в предварительное следствие.

Адвокат также был вынужден напомнить Валентине Вячеславовне, что «именно на председательствующего возложена обязанность обеспечения контроля за процессом» и попросил не превращать процесс в «смесь суда, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности». Тяжеловесная метафора заменяется словом «балаган», которое шёпотом прозвучало в зале сразу от нескольких наблюдателей. Мы же вспомним легендарный «Процесс» Кафки, дабы избегать непарламентской лексики. Тем более, что и потерпевший (бывший?) Провоторов и подсудимый Жогов сидели на одних сессиях в горпарламенте Воронежа.

Поскольку процессуальные проблемы, на которые указал адвокат Алимкин, пока не устранены (заседание продолжится завтра), пока сосредоточимся на новых откровениях о воронежской «Единой России» и системе власти в регионе, которые явились в ходе допроса бывшего первого вице-спикера Воргордумы Александра Провоторова. Кстати, так и не понятно, стал ли уже Провоторов бывшим потерпевшим? Сам он высказался об этом так:

Я не воспринимал признание меня потерпевшим как ошибку, потому что выступал в трёх лицах: в качестве депутата в отношениях с Романом Владимировичем, при этом являлся бенефициаром юрлица «ВОМЗ» и фактически единоличным исполнительным органом.

Защита выскажется насчёт замены потерпевшего на юрлицо «ВОМЗ» (завод, где Провоторов ныне замдиректора по экономике, а на момент совершения преступления работал директором) только завтра, но сегодня на вопрос адвоката о том, в качестве кого будут допрашивать Провоторова, судья ответила: «В качестве физического лица». Разве есть такой процессуальный статус?

Однако обратимся к подробностям из волшебного, чарующего мира воронежской «Единой России», возглавляемой спикером Вороблдумы Владимиром Нетёсовым.

Напомним, экс-политтехнолога ЕР Романа Жогова обвиняют в том, что он мошенническим путём за 10 лет получил более 2 млн рублей от Александра Провоторова (на «ВОМЗ» которого фиктивно трудоустроили супругу Жогова). И суть заявления потерпевшего была в том, что он боялся высокого авторитета Жогова. В общем, как в «Играх Престолов», вопрос упирался в то, кто перед кем должен был преклонять колено.

Сегодня Провоторов ещё раз пояснил свой прежний страх. Помимо «высокого авторитета» он отметил, что Жогов зарекомендовал себя как авторитетного политтехнолога. Дескать, «его акции в партии пошли вверх». Также, будучи советником губернатора Воронежской области, Жогов, по словам Провоторова, «был вхож в определённые властные структуры».

А чем определяется «высота» в партии «Единая Россия»? – решила уточнить первый пункт адвокат Олеся Алимкина. Провоторов ответил, что он был членом районной ячейки, а Жогов «взлетел» до замов Нетёсова.

— Поясните?

— Он был выше, чем рядовой член райсовета, – обрисовал Провоторов партийную иерархию.

— Сошлитесь на должностную инструкцию.

— Не обязан и не готов.

— Но вы же обвиняете человека в тяжком преступлении.

Далее адвокат Алимкина попробовала прояснить, что означает заявление о том, что советник губернатора куда-то «вхож».

— Как минимум мог зайти к губернатору, – ответил Провоторов так, будто ему задают детский вопрос.

— А вы, директор завода и вице-спикер Гордумы, были не вхожи?

Адвокат также спросила, какими должностными инструкциями регламентируется статус советника губернатора.

Тут уже Провоторов посмотрел на неё как на совсем маленькую и стал объяснять, что, мол, «есть губернатор, он первое лицо», и физический доступ к телу этого лица очень важен. Спору нет. Только если бы губернатор устраивал беседу с каждым своим советником, когда тот пожелает, как считает Александр Провоторов, у главы региона рабочий день плавно перетекал бы в ночь.

Например, к началу эпохального 2022 года у нашего губернатора Александра Гусева значилось то ли 7, то ли 8 советников. Это бывший глава департамента аграрной политики Анатолий Спиваков, экс-руководитель регионального мобилизационного управления Виктор Калашников, руководитель Воронежской областной клинической больницы № 2 Татьяна Жданова, экс-сотрудник скандального АИР Сергей Огнивцев, экс-председатель Центрально-Черноземного банка Сбербанка РФ (ныне основатель «Олимпа здоровья») Александр Соловьёв, владелец «Спартака» и руководитель ВКЗ Михаил Носырев и «главный по культуре», с благословения супруги бывшего губернатора Гордеева, Михаил Бычков. Ещё в числе советников называли директора литературного музея Светлану Деркачёву. И все они имели равный доступ к телу? Что, Бычков, хуцпа которого позволила ему перечить Гусеву, когда губернатор стал его осторожно критиковать, равен Огнивцеву, что был занят написанием 480-страничного труда «Борьба со старением, или Не все мы умрём»?

Тут, как говорится, такое. В реальности далеко не всё как на бумаге. Кстати, позже Провоторов продемонстрировал, что связь с реальностью не потерял, когда адвокат указала ему на то, что он в членах партии ЕР больше времени, чем Жогов, а значит, опять же, бояться «авторитета» не стоило. На это Провоторов выдал пламенный пассаж, что часто приходят молодые да ранние и начинают командовать как начальники.

— Кто знал, что Петрин станет мэром Воронежа? – восклицал Провоторов. – Кто думал, что Кстенин досрочно уйдёт?!

Не думал и сам Провоторов, что будет осужден за мошенничество. В начале 2020 года его приговорили к 2 годам лишения свободы за обман депутата Воргордумы от «Единой России», гендиректора ТВЦ «Ярмарка» Александра Жукова. О чём он вдруг понастальгировал перед началом заседания и сравнил свою ситуацию с процессом по делу Жогова:

— У меня столько народа не было, заседания так проходили: я, судья, прокурор и адвокат; всё, даже потерпевший не проходил.

— А он сейчас кружки по подъездам разносит, собирается снова идти (на выборы – ред.), – с теплотой вспомнил про коллегу Роман Жогов.

— При этом Жуков дважды потерпевший, – внёс свою лепту в диалог ваш журналист (см. дело Бавыкина-Васьковой).

— Профессиональный потерпевший! – воскликнул адвокат Николай Алимкин.

Похоже, благодаря кейсу единоросов Воргордумы термин «потерпевший» оброс столькими коннотациями, что скоро будет непонятно, поздравлять с этим статусом человека, жалеть или на всякий случай – обходить стороной.

К разбору «потерпевшего» Провоторова, который выразил готовность представлять в суде юрлицо «ВОМЗ», участники процесса вернутся утром, 1 апреля.

ТЕКСТ и ФОТО: Виктор Лиходзиевский

ПОДЕЛИТЬСЯ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button