После четырёх лет разбирательств в суде главный инженер Вадим Ким и руководитель проекта «Строительство автодорожного транспортного тоннеля под железнодорожными путями в городе Лиски» Николай Варваровский избавились от несправедливых обвинений в мошенничестве. Воронежский областной суд оставил оправдательный приговор в силе 19 августа.
Вадима Кима и Николая Варваровского обвиняли в соучастии в мошенничестве в особо крупном размере (ст. 33, ч. 4 ст. 159 УК РФ) при строительстве автодорожного транспортного тоннеля под железнодорожными путями в Лисках. Государственный обвинитель, считая, что вина подсудимых доказана, просил назначить Вадиму Киму и Николаю Варваровскому наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет. Однако судья Ирина Сапрыкина Центрального районного суда вынесла оправдательный приговор. Прокуратура направила апелляционное представление, настаивая на новом судебном рассмотрении в ином составе суда. Воронежский областной суд, сочтя позицию прокуратуры не убедительной, оставил приговор первой инстанции в силе.
Тоннель под железнодорожными путями строили в Лисках в 2015 – 2016 годах. Общая стоимость госконтракта составила 907 млн рублей. При выполнении работ подрядчик применил более современную технологию по горизонтальному и вертикальному закреплению грунтов. Эта технология позволила не только провести работы без остановки движения железнодорожного транспорта и сократить сроки исполнения госконтракта, но и сэкономить заказчику – администрации Лисок – 40 млн рублей.
Несмотря на очевидную выгоду от действий подрядчика СУ СК возбудило уголовное дело – якобы подрядчик ООО «Анкерные технологии» и субподрядчик ООО «ЮниСтрой» не выполнили часть обязательных работ по гидроизоляции тоннеля, а также вертикальному и горизонтальному закреплению грунтов. Стоимость этих работ составила 58 млн рублей. В истории смог разобраться только суд. Судебная экспертиза установила факт выполнения работ в полном объёме. Оправдательный приговор стал исключительным событием для сложившейся правоприменительной практики.
Решение суда прокомментировала адвокат Александра Кротова:
Причина незаконного уголовного преследования заключается в системной ошибке, допущенной органами следствия и оперативными сотрудниками ещё на стадии доследственной проверки. К сожалению, признавать свою ошибку правоохранители не стали, несмотря на отсутствие доказательств вины наших подзащитных. Ошибка эта связана с неверным пониманием проекта строительного объекта (автомобильного тоннеля под жд путями) и применённых технологий при его строительстве. На протяжении 6 лет сторона обвинения утверждала и отстаивала свое мнение в суде, что субподрядчик похитил денежные средства, так как эксперты не обнаружили бетонные сваи диаметром 30 см в открылках тоннеля. Фактически же генподрядчик применил уникальную не только для Воронежа, но и для России технологию анкерного бурения, в результате которого изменяются физикохимические свойства грунта, что позволило проводить работы без угрозы обрушения тоннеля и даже без остановки жд составов во время производства работ. Получается, эксперты искали то, чего в природе нет, и о технологии анкерного бурения, которую, кстати, эксклюзивно осуществляли привлеченные специалисты из Кореи, наши эксперты также не осведомлены. Некомпетентное заключение экспертов было положено в основу обвинения. Но и это еще не всё – в суде все допрошенные свидетели подтвердили, что либо сами проводили спорные работы, либо видели, как их проводили другие строители. Приговор суда первой инстанции в точности до мельчайших подробностей отражает исследованные доказательства, дана оценка всем противоречиям, в связи с чем сомневаться в справедливости, беспристрастности принятого судом решения невозможно. Судебный процесс длился 4 года, и оправдательный приговор, засиленный апелляцией, стал его закономерным итогом.