Что Нетёсов и Ходырев сказали в закрытом режиме об испуганных депутатах Воргордумы
Главная ошибка бывшего вице-мэра Бавыкина
Прения по громкому делу Бавыкина-Васьковой о мошенничестве на выборах в обе воронежские Думы в 2020 году начались в Коминтерновском райсуде 1 октября.
Слово было у государственного обвинителя Юлии Поповой, чьё выступление заняло более двух часов. Прокурор ожидаемо попросила суд признать бывшего вице-мэра Юрия Бавыкина и бывшую чиновницу Светлану Васькову виновными в обмане депутатов. Для Юрия Бавыкина обвинение запросило жёсткое наказание в виде 12 лет лишения свободы в колонии общего режима и штрафа в размере 1,5 млн рублей. А для Светланы Васьковой, признавшей вину и вернувшей половину денег депутатам, – 5 лет и штраф в 300 тысяч рублей.
Самое время напомнить – и в обвинении это снова прозвучало – сколько именно рублей депутаты Воронежской Облдумы добровольно заплатили тандему Бавыкин-Васькова, которые, как заявила прокурор, «делили между собой поровну». Всего от 9 депутатов бывшие чиновники получили 6 млн 815 тысяч рублей.
Депутат Сергей Кудрявцев, с заявления которого стартовало уголовное дело, заплатил 400 тысяч рублей. Депутат Александр Жуков выложил 500 тысяч рублей. Этим он не ограничился и отдал ещё 1 млн рублей на тот момент первому вице-спикеру Александру Провоторову «за помощь в продвижении его на выборах». Провоторов за это уже отсидел, а мошенничеством его действия сочли, потому что у первого вице-спикера Провоторова якобы «не было реальных рычагов, с помощью которых он мог бы пролонгировать мандат». Вот всё у них так: кого ни хватишься, ни у кого реальных рычагов нет. Депутат Иван Кандыбин выложил 1 млн рублей. Депутат и «маршрутный король» Дмитрий Крутских отдал Бавыкину-Васьковой 1,2 млн рублей. Депутат Вадим Клецов раскошелился всего на 250 тысяч рублей. Депутат от 8-го левобережного округа Александр Чуфинёв сдал в кассу больше всех – 2 млн рублей. Это Воргордума. В Вороблдуме отличились депутат Елена Губина (заплатила 455 тысяч рублей), депутат Андрей Прытыкин (250 тысяч рублей) и депутат Дмитрий Лукинов (720 тысяч рублей). Считается, что объём сумм зависел от результата на выборах: вторую часть денег депутаты отдавали уже после трёх дней голосования.
В речи прокурора Юлии Поповой как бы невзначай проскальзывали занятные характеристики отдельных «избранников народа». Так, например, Сергей Кудрявцев чувствовал, что «его обманывают», но платил тандему Бавыкин-Васькова, опасаясь, что в противном случае они «распространят на округе порочащие его сведения». Дмитрий Крутских «активно ходил по дворам» и на этом основании считал, что выигрывает выборы без помощи Бавыкина, но не хотел связываться, опасаясь нехороших последствий. Елена Губина плохо слышала, что шептала ей Васькова, и боялась сразу заявить, так как у неё «не было доказательств». Вадим Клецов не помнит подробностей договора с предполагаемыми мошенниками, но запомнил, что слова Васьковой «звучали требовательно» (напугала Васькова Клецова, как пить дать). Иван Кандыбин просто «боялся, что иначе ему не дадут вести полноценную кампанию». Александр Жуков рассказал следствию, что решился заявить на мошенников только когда попал в больницу с ковидом-19, а до этого его отвлекала от написания заявления «сложная кампания», потому что спикера Владимира Ходырева в Воронеже тогда не было (СМИ узнали, что он лечился в Германии), а Жуков как старейший депутат тщательно «готовился к проведению заседаний».
Кстати, а что сказал об испуганных депутатах и о деле Бавыкина-Васьковой сам спикер Воргордумы Владимир Ходырев? Напомним, он, как его областной коллега Владимр Нетёсов и экс-мэр Вадим Кстенин, были допрошены судом в закрытом режиме. По ходатайству Кстенина и Ходырева. Скупые строки из обвинения проливают свет на показания «отцов города». Прокурор Юлия Попова зачитала:
Согласно показаниям Нетёсова, Ходырева, Кстенина, всех депутатов они знают лично, про деньги депутаты им ничего не говорили; узнав о заявленной фальсификации Нетёсов, Ходырев и Кстенин пояснили, что указанные выборы 2020 года прошли по закону. Зачем Бавыкин говорил о фальсификации, им не ясно…
Владимир Нетёсов и Владимир Ходырев также заявили, что выборы «технически нельзя было сфальсифицировать», дескать, «на партийных конференциях это подчёркивалось особо».
Анализируя показания главного подсудимого, прокурор особенно подчеркнула, что «от Бавыкина мы слышали разные версии произошедших событий – от признания вины в начале до установки на фальсификацию от «Единой России». Прокурор заметила, что также была попытка свалить всё на Светлану Васькову.
Сама Васькова, по мнению гособвинителя, была в своих показаниях последовательна и логична, признала вину и вернула половину денежных сумм депутатам, которые, напомним, сначала (кроме Прытыкина) ходили в статусе «потерпевших». От этого статуса их ужетизбавила судья Юлия Воищева.
Юрий Бавыкин в самом деле в марте 2023 года чётко назвал на суде главных акторов фальсификации:
Установку на победу кандидатов в депутаты от партии «Единая Россия» мне ставили руководители партии: Нетёсов В. И., Ходырев В. Ф., а в его отсутствие Провоторов А. А., Кстенин В. Ю., Жогов Р. В.
И подкреплял своё подневольное положение словами Светланы Васьковой, которые остались в материалах дела. Мол, за то, что по спискам прошёл не тот кандидат, от вышеназванных руководителей они с Васьковой «получали звиздюлей». Но позже подсудимый Бавыкин начал, что называется, петлять в показаниях. Плюс у Юрия Бавыкина есть ещё эпизод по превышению должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ, до 4 лет лишения свободы). Это чисто история из ранних советских «Знатоков», где начальник нагибает подчинённого (некоего Дышинского), чтобы тот батрачил у него на фазенде, а тот мечтает вернуться к официальной работе. Без слёз на это смотреть нельзя.
Как итог: Васьковой обвинение запросило на 7 лет меньше колонии общего режима и на 1 млн 200 тысяч меньше штрафа.
В зале суда Юрия Бавыкин старался держаться, но было заметно, что он весь на нервах. Когда прокурор в конце своей речи попросила суд взять подсудимых под стражу в зале суда, Бавыкин непроизвольно воскликнул: «Сейчас возьмут». Но адвокат Андрей Рябов покачал головой. Да, впереди ещё выступление стороны защиты. Адвокат Светланы Васьковой Дмитрий Чеботарёв должен быть готов к 8 октября.
ТЕКСТ: Виктор Лиходзиевский