Выставку «Превращения» Дениса Булавинцева открыли в Воронеже
Линогравюры, скульптуры и... СОвидцы
Персональная выставка графика и скульптора Дениса Булавинцева открылась в Доме архитектора 1 октября. Художник представил зрителям несколько серий работ в технике линогравюры и дебютировал с гипсовыми скульптурами.
Денис Булавинцев – художник и дизайнер графической продукции, победитель грантового конкурса правительства Воронежской области в области культуры и искусства в 2014-м году. «Превращения» – это история о том, как художник-график решил отойти от работы с плоскими графическими изображениями и попробовать себя в создании объёмных произведений. Поначалу он занимался созданием чёрно-белых гравюр, иногда добавляя немного красного цвета. Переход к работе со скульптурой стал для Дениса неизведанным направлением, открывающим огромные возможности для творческих экспериментов.
Автор выставки рассказал:
Все представленные скульптуры – абстракции, но без полного отрыва от предметного мира. Зритель замечает какой-то узнаваемый фрагмент, который становится ключиком к домысливанию всего остального произведения. Каждая скульптура способна превратиться в бесконечное число образов, совершенно разных, порою неожиданных даже для самого автора, ведь сколько людей, столько и взглядов.
Экспозиция включила в себя гипсовые и металлические скульптуры и линогравюры разных лет. И во всех них автор зашифровал тайные смыслы. Например, серия «Музыка и женщины» (2019), состоящая из одиннадцати работ, скрывает в себе массу символов: ноты, которые начертаны по-разному, причудливые позы и взгляды персонажей, аморфные изображения музыкальных инструментов – всё это цепляет внимание зрителей, заставляя подолгу рассматривать работы Дениса.
Большую часть скульптур художник осуществил в гипсе. Не обладая собственным «характером», этот материал стал идеальным проводником идеи. Не иначе как голая пластика. И только. В то же время глубина, объём и изящность исполнения поражает.
В интервью с нами Денис рассказал о том, как пришел к творческой деятельности приоткрыл завесу тайны новой экспозиции.
— Расскажите, как вы начинали свой творческий путь?
— Я учился в Воронежском педагогическом университете на факультете искусств и художественного образования, но заканчивать его не стал – направление оказалось мне не близко. Сменил вуз на Воронежское художественное училище, где мне очень повезло с наставником. Моим учителем был заслуженный художник РСФСР Владимир Алексеевич Пресняков. Именно он обучил меня гравюре. После училища я закончил курсы повышения квалификации от Российской академии художеств, где познакомился с искусством офорта. Скульптура же – мой шаг вперед в творческом развитии.
— Что для вас важнее в творческой работе – вдохновение или самодисциплина?
— Вопрос в некотором смысле синтетический. Если в мою голову неожиданно врывается идея, то я стараюсь как можно быстрее запечатлеть её, потому как в противном случае через 10 минут о ней уже можно будет забыть. Однако когда эскиз готов, часто приходится вступать в борьбу с самим собою, чтобы заставить себя выполнить трудоёмкую техническую работу. В моем случае вдохновение – это прилежность.
— Выходит, всё же дисциплина?
— Получается, что так. Это мой основной вид деятельности. И, увы, в нем есть такое понятие как «дедлайн». А оно почти никогда не вписывается в рамки трансцендентного.
— Так или иначе, вы творческий человек. Поделитесь, где черпаете энергию и как находите идеи для воплощения?
— Сложный вопрос. В моём случае на него нет однозначного ответа. Слышал такую концепцию. Есть художники — «дети природы», которым важен непосредственный визуальный контакт с натурой — например, те, кто ходит на этюды, пленэры. А есть «внуки природы» со своими переварившимися внутренними переживаниями и воспоминаниями, которым это не нужно. Я отношу себя ко второй группе.
— В завершение диалога — раскройте тайну, кто эти маленькие зверьки, которые сидят у ваших работ по всему пространству?
— Это СОвидцы — представители общего, неизвестно какого вида. Легенда такова. Они самозародились в стеллаже с бумагой, где росли и множились. В один момент им там стало тесно, и, выбравшись оттуда, они пошли по миру. Родились они в Воронеже, и я надеюсь, что станут новым локальным брендом. А на самом деле изначально эти персонажи были отходами производства линогравюр. У меня собирались кусочки линолеума, на которых я выгравировал этих зверьков. Так они и появились на свет.
Формально представленная в экспозиции графика и скульптура обладают совершенно разными выразительными средствами, однако их связь на уровне пластического языка глубока. Так что выставка «Превращения» — это ещё и история о трансформации плоскости в объём.
ТЕКСТ и ФОТО: Мария Громова