Участники Воронежского клуба политологов обсудили тенденции массовой культуры
Что происходит в массовой культуре: идеологизация, упрощение и ностальгия

Через массовую культуру транслируются определенные ценности. Что это за ценности? Почему одни кинофильмы поддерживаются государством, а другие нет? Возможность всем заинтересованным найти ответы на эти вопросы предоставили эксперты на 101 заседании Воронежского клуба политологов, которое состоялось 31 января в малом зале Воронежской областной Думы. Темой для обсуждения стала «Массовая культура и политика: в поисках ценностей».
Экспертами выступили заведующий лаборатории парламентских и законотворческих исследований, доцент кафедры политологии Финансового университета при правительстве РФ Илья Помигуев, преподаватель кафедры политологии Финансового университета при правительстве РФ Полина Копылова и преподаватель РАНХиГС Дмитрий Алексеев. Исследователи под массовостью понимают человеческую деятельность, массово потребляемую населением. Одной из её характеристик является повторяемость.
В основном мыслители рассматривали массовую культуру как структуру, которая поддерживает власть и госидеологию. Через массовость передаются нарративы ценностей. Главным образом исследовалось актуальное кино из-за его доступности, ведь поход в кино остаётся популярным досугом. Отечественное кино социально значимо, поскольку по опросам 60% респондентов считают, что кино влияет на выбор профессии. В последнее время на киноэкранах появилось много сиквелов, и исследователи связывают это явление с ностальгией по советскому прошлому. В этих работах транслируются ценности семьи, дружбы и самопожертвования. Зритель наблюдает личностный рост героя в кино: он растёт в эмоциональном и социальном плане на протяжении всей картины. Также обыгрывается тема противостояния России и Запада, проходит чёткое разграничение по принципу «свой-чужой».
Помимо киноработ, анализировался и юмористический контент, где также нашли своё отражение темы коррупции, поворота в сторону Востока и негативного образа релоканта.
Авторы не только транслируют определенные идеи, но и ориентируются на потребителя, отвечая на их запрос. Также эксперты прослеживают во многих художественных произведениях тенденцию к упрощению. Для массовой культуры целью становится сам процесс производства. Важно стало заполнить время, чтобы потребитель не скучал.
Кроме того, одной из задач массовой культуры является зарабатывание денег. По мнению экспертов, массовой культуры в рамках одного региона быть не может, поскольку она не окупится, и поэтому она выходит на федеральный уровень, но несёт на себе региональный отпечаток. Так, многие артисты стали частью федеральной массовой культуры, но остаются в своих регионах, который воспевают в своём творчестве. Назвали и феномен якутского кино, который сложно объяснить культурологам. Одним из примеров регионального бренда, транслируемого через массовую культуру, стал мультфильм «Котёнок с улицы Лизюкова».
Один из политических нарративов – это ностальгия, что определяет политическое поведение наших граждан. Если раньше читалось устремление в будущее в виде фантастики, то теперь обращение к прошлому. Прослеживается значимость малой Родины, ценность семьи, что соответствует установкам государства. Две основные темы современного отечественного кино – это семья и патриотизм. Было отмечено, что политические темы не являются доминирующими, хотя и присутствуют в виде идей.
Исполнительный директор ИОМ «Квалитас» Александр Романович предположил, что частое обращение к прошлым сюжетам связано не с ностальгией зрителя, а с отсутствием новых идей у продюсеров, а одним из популярных сериалов последнего времени стал «Слово пацана», открывший новый класс ностальгии. При этом попытки отсылок к прошлому в виде сиквелов популярных советских фильмов часто проваливаются в кинопрокате.
ТЕКСТ и ФОТО: Владислав Ходаковский