«Нелегальные мигранты» и «благотворительные организации» – кто меняет лифты в домах воронежцев?
Почему воронежцы могут быть не рады новым лифтам?

Обновление лифтов, которое курирует региональный Фонд капремонта, и строительный контроль за этим процессом вызывают много вопросов – от арифметических до правовых. Рассмотрим факты, объясняющие, почему замена лифтов в Воронежской области идёт с таким трудом и провоцирует вал претензий как со стороны граждан, так и у представителей власти.
Бережливое управление как оно есть
Ранее мы писали о любимых Фондом капитального ремонта компаниях, которым достаются «жирные» подряды на замену лифтового оборудования в многоквартирных домах Воронежа и области. И о том, к каким последствиям приводит наличие у ФКР «любимчиков» в лице некоторых подрядчиков. Если кратко: воронежцы, которые столкнулись с «получением услуги» от этих организаций, мягко говоря, оказались не рады. В чём причина любви Фонда к упомянутым в прошлом материале компаниям, выяснить ещё предстоит. Тем более, что этих причин может быть несколько. Вполне вероятно, что одна из них кроется в простой арифметике. Поэтому предлагаем взглянуть на цифры на примере скандального «Белтранслифта».
По состоянию на начало 2025 года, фонд расторговал замену лифтов в 34 домах Воронежа. Общая сумма тендеров, а их пока набралось три, – 417,6 млн рублей, если смотреть по начальной максимальной цене контракта (НМЦК). Победитель во всех случаях – зарегистрированное на Московском проспекте в Воронеже ООО «Белтранслифт», руководителем которого в открытых источниках значится Элла Белоусова. Это одна из трёх организаций с одинаковым названием. Однако все компании, предположительно, принадлежат одному человеку, но это не госпожа Белоусова. Но об этом позже, а пока вернемся к математике. Победа «Белтранслифта» Белоусовой позволила «сэкономить» фонду 69,5 млн рублей, так как итоговая сумма с трёх контрактов составила 348,1 млн.
Первый тендер был отторгован 9 декабря 2024 года. Объем лота – 14 домов. А именно: Ленинский проспект, д. 21, 45а, 71а, 77,117; Следующие 3 адреса в Нововоронеже: ул. Космонавтов, 45; Первомайская, 15а; Свободы, 2а, Маршала Одинцова, 4; Порт-Артурская, 21; Серафимовича, 41а; Гаршина, 16; Богдана Хмельницкого, 50б; 25 Января, 52. Начальная цена по этому контракту – 145,9 млн рублей. «Белтранслифту» тендер достался за 116,7 млн рублей. Среди конкурентов компании – ООО «Трансэнерго» и ООО «Евролифтмаш». Они предложили куда более скромную скидку, в пределах 3 млн рублей.
Второй лот от 13.12. 2024 – самый крупный из представленных по уровню требуемых вложений. НМЦК составляла 161,8 млн рублей и включала в себя 11 адресов: Бульвар Победы, 37, 41, 43; Спортивная набережная, 13; Проспект Труда, 155; улицы Лидии Рябцевой, 28а; Торпедо, 24; Владимира Невского, 17; Антонова-Овсеенко, 15, 19; 45-й Стрелковой дивизии, 125. «Белтранслифт» взял контракт за 147,3 млн рублей. В этот раз те же конкуренты компании оказались ближе к победителю тендера. Их предложение: 153,7 и 149,7 млн рублей («Трансэнерго» и «Евролифтмаш», соответственно).
Последняя закупка – от 17 января текущего года. Включает 9 адресов: ул. Ломоносова 114/12 и 13, секция 1; 232-й Стрелковой дивизии, 25а; Советская, 53; 40 Лет Октября, 2; Моисеева, 51, 67; Тепличная, 2б; Чапаева, 48. Начальная цена контракта – 109,9 млн рублей. «Белтранслифт» обязался выполнить работы за 84,1 млн рублей. В этот раз скидка оказалась самой большой – 23,4%. Средний же размер скидки за три тендера в процентах: 17,3%. Конкуренты в лице двух вышеупомянутых неизменных спутников предлагали заменить лифты за «прайс», начинающийся от сотни миллионов. Однако было два претендента, которые в своем ценовом предложении приблизились к «Белтранслифту».
О том, как «бережливый» подход при отборе подрядчиков (которым, к слову, гордится ФКР) влияет на качество работ, мы решили поговорить с одним из конкурентов победившей в указанных торгах компании. С одной стороны, его позицию можно назвать предвзятой, но с другой – только так можно разобраться в нюансах работы отрасли. Вот как о реальной стоимости работ высказывается представитель ООО «Трансэнерго»:
На что они («Белтранслифт» – прим. ред.) рассчитывают, опускаясь до таких сумм – непонятно. Зато уже понятно, что выполнение контракта находится в зоне риска. Определённые виды работ стоят определенного количества денег на рынке. Предельная стоимость и так еле-еле «догоняет» эти цены. А люди ещё в таких пределах «опускаются» (в цене – ред.). Я слышал, что в Воронеже «Белтранслифт» очень сильно снизил цену. Честно говоря, удивительно, как они за это количество денег смогут выполнить данные виды работ? Может быть, у них есть какое-то конкурентное преимущество, о котором никто не знает? <…> Вы понимаете, если раньше заводы-изготовители шли на такие шаги, когда отпускали продукцию только за предоплату, с рассрочкой остального платежа, то сейчас это время проходит. Вся отрасль испытывает катастрофический дефицит денег. Оборудование в этом году изготавливается уже по новому ГОСТу. А это сказывается увеличением его стоимости. Что ведет и к увеличению стоимости работ. Не знаю, учитывала ли компания («Белтранслифт» – ред.) при падении этот нюанс или нет. Может, у них достаточно собственных средств, которые они не знают, куда девать. Больше мне по этому поводу сказать нечего.
«Нелегальные мигранты»?
И нет, речь идёт не о простых «работягах», которые трудятся в организации непосредственно «на местах» – а о руководстве компании, которое совершило весьма сомнительное с юридической точки зрения действие (точнее, бездействие). Изначально ООО «Белтранслифт», записываемое победителям в тендерах, значилось, как организация, зарегистрированная по адресу г. Воронеж, Московский проспект, д. 104б, кв. 128. Однако, если мы посмотрим на данные из ЕГРЮЛ, то обнаружим, что 21 октября 2024 года фирма приняла решение «изменить место нахождения» и переехать в Москву. Отправив уведомление в ФНС, запустило процесс по смене юридического адреса, который влечёт ряд осложнений в работе ООО «Белтранслифт» Белоусовой.
Само по себе это решение фактически ничего «криминального» не означает, если не смотреть на него в сочетании с другими правовыми аспектами. Один из них – правила участия компании в СРО (саморегулируемой организации), некоммерческом объединении юридических лиц или ИП, которые занимаются одним и тем же видом деятельности или имеют похожие профессиональные признаки. Главная задача СРО – контролировать качество выполняемой работы своих участников, а также страховать их профессиональную ответственность. Участие компаний в СРО основано на территориальном принципе, или, как он именуется в документах – принципе регионализации. О важности соблюдения этого принципа рассказывают в Национальном объединении строителей со ссылкой на официальную информацию на Минстрой России. Теперь давайте посмотрим, где же в реестре СРО зарегистрирован «Белтранслифт» на данный момент. Ответ очевиден. Компания до сих пор территориально «привязана» к Воронежской области, хотя должна была переместиться в Москву. К слову, редакция направила соответствующий запрос в СРО «Партнёры», однако ответа до сих пор не получила.
Для объективности отметим: эксперты объяснили нам некоторые юридические тонкости, связанные с СРО. По словам наших собеседников, самому перерегистрироваться из одного субъекта в другой – нельзя. Место нахождения компании, отличное от места, записанного в реестре, должны выявить, а затем исключить организацию из списка в регионе. Уже после этого можно будет закрыть образовавшееся юридическо-географическое недоразумение. Тем не менее, как далее уточняют наши собеседники, на пока имеющуюся коллизию должны были обратить внимание во время конкурсных процедур. Компания, которая заявилась на торги по замене лифтов и при этом нарушает принцип региональности СРО – не может выигрывать тендеры. Таким образом, такая «миграция» «Белтранслифта» из одного региона в другой по закону лишает его права быть подрядчиком. Но заказчик в лице воронежского Фонда капитального ремонта решил «не замечать» этой правовой оплошности.
Возможно, авторам одного анонимного телеграм-канала станет более понятно, почему в репортажах региональных телеканалов о ходе процесса замены лифтов комментарии раздает непонятный человек, который с юридической точки зрения не имеет никакого отношения к конкурсным процедурам и подрядчику ФКР. К слову, это семейная династия у них. Дедушка, папа, и теперь сын.
А к нам в редакцию поступили анонимные сообщения с подтверждающими документами об очень расточительной жизни молодого управленца и его спутницы жизни Елизаветы. Частых их поездок на люксовые курорты, и это в условиях санкций и проведения СВО.
«Чёрная пятница» для бюджета
Весьма солидное падение цены, которое предлагает выигрывающий подряды «Белтранслифт», выглядит как грабёж бюджета, если сравнить его с окончательной стоимостью услуг по строительному контролю за тем, как эта организация занимается заменой лифтов. Рядом со списком тендеров для компаний, монтирующих новые подъемники в воронежских домах, можно найти и лоты на осуществление стройконтроля за данным процессом. Давайте посмотрим, сколько же стоят эти услуги на тех адресах, где в 2025 году предстоит работать «Белтранслифту». Итак, первый лот, от 9 декабря 2024 года: НМЦК – чуть больше 3,1 млн рублей. Вторая закупка от 13 числа того же месяца. Здесь начальная цена – почти 3,5 млн рублей. Последний лот, январский: НМЦК составила более 2,3 млн. Но за какие фактические суммы будут выполняться работы?
Первый тендер будет отработан всего за 187 953 рубля. Победителем стала компания «Подъём-Юг», зарегистрированная в Воронеже, на Холмистой, 48. Сумма по второму договору – 207 850 рублей. Третий лот, с рекордной скидкой, забрали за 11 760 рублей.
Победителем двух последних торгов стало ООО «Базис». Так же воронежская компания, зарегистрированная на улице Фридриха Энгельса, 18. Генеральный директор и учредитель «Базиса» – Антон Симонов. Финансовые показатели организации за 2023 год, опубликованные в открытых источниках, иначе как забавными назвать нельзя. Выручка составила 687 тысяч рублей при чистой прибыли в 116 тысяч. По официальным данным, среднесписочная численность работников – целый один человек. Директор второй фирмы, «Подъём-Юг» – Сергей Мочалов, учредитель – Виталий Ногин. Опубликованная финансовая отчётность этой компании выглядит уже не так смешно, хоть и, вероятно, не вызывает особой радости у предпринимателей. За 2023 год «Подъём-Юг» выручил 19,3 млн рублей, что на 72% больше, чем этот же показатель в 2022 году. А вот чистая прибыль заметно снизилась – на 66%, до 2,3 млн рублей. Официальные данные о числе сотрудников организации тоже весьма сомнительные – всего 5 человек.
По скромному мнению нашей редакции, после всех изложенных фактов вопрос о том, почему замена лифтов в Воронежской области идёт с таким трудом и вызывает поток жалоб, становится риторическим. Любое заметное снижение цен на обновление оборудования означает неизбежные проблемы с этим самым обновлением – это подтверждают представители отрасли. А то, за какие деньги собираются контролировать эту работу, на наш взгляд, в комментариях вообще не нуждается. Нет качественных новых лифтов, нет качественного контроля за работой подрядчика, зато ФКР – молодцы и в лидерах по всей стране.
Ну и, к слову, о контроле за работами. Нам не понятно, как фирма ООО «Белтранслифт» (ОГРН 1123668027009) может быть подрядчиком Фонда по капитальному ремонту лифтового оборудования, если оно зарегистрировано в жилой квартире, обособленных подразделений у него нет, правда, среднесписочная штатная численность компании – 50 человек (по данным портала «За честный бизнес»). Где эти 50 человек ютятся в квартире на Московском проспекте? Любопытно.
Расследование продолжается. В ближайших материалах – более подробно о работе стройконтроля в рамках договоров Фонда, возможном уголовном деле в отношении руководства «Белтранслифта», подрядчике, забравшем почти 100% подрядов на капремонт в МКД региона, ну и о лучшем министре ЖКХ.
ТЕКСТ: Анастасия Шарко
ФОТО: profiklass.ru